Суббота, 20.04.2024

Космический аппарат Луна-11

Дата старта: 24 августа 1966 г., 11 часов 3 минуты 21 секунда МСК
Ракета-носитель: "Молния-М" с разгонным блоком Л.
Масса КА: 1640 кг

Назначение

Космический аппарат был предназначен для выхода орбиту искусственного спутника Луны и проведения исследований Луны и окололунного пространства, включая съемку лунной поверхности.

Космический аппарат

Космический аппарат был создан на базе автоматической станции «Луна-10». Вместо отделяемого герметичного контейнера - искусственного спутника Луны - на космическом аппарате «Луна-11» был установлен неотделяемый приборный контейнер, в котором были размещены служебные и научные приборы.

В одном из навесных отсеков КА были установлены фототелевизионные установки, объективы которых были направлены в сторону корректирующе-тормозной двигательной установки (КТДУ).

Для проведения съемки лунной поверхности был доработан прибор управления, обеспечивший стабилизацию аппарата в течение 3 часов после окончания торможения и выхода на орбиту вокруг Луны. По окончании съемки аппарат переводился в режим «закрутки».

В связи с увеличением времени работы прибора управления для «сброса» тепла был разработан радиатор-охладитель в виде усеченного конуса, расположенного вокруг приборного отсека.
Приемоответчик дециметрового диапазона РКТ-1 заменен радиокомплексом также дециметрового диапазона РК-Д, обеспечившим прием команд, передачу телеметрической информации в режиме непосредственной передачи и в записи на магнитофон с последующим воспроизведением, внешнетраекторные измерения, съемку лунной поверхности и передачу изображений на Землю.

Состав научной аппаратуры

• гамма-спектрометр 3134-03 для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, характеризующего тип лунных пород;
  • РМЧ-1 - регистратор метеоритных частиц;
  • радиометр СЛ-1 для изучения радиационной обстановки вблизи Луны;
  • РФЛ-Ф - прибор для обнаружения рентгеновского флуоресцентного излучения Луны.
  • «Кассиопея КЯ-4» - прибор для измерения интенсивности радиоизлучения в длинноволновом диапазоне;
  • спектрофотометр УС-3 - для определения структуры лунной поверхности, путем измерения коэффициента отражения ультрафиолетовой части спектра.

В состав радиокомплекса РК-Д входили две фототелевизионные установки: ФТУ-Б с высоким разрешением (фокусное расстояние объектива 500 мм) и ФТУ-Б с низким разрешением (фокусное расстояние объектива 110 мм) для «привязки» к местности детальных изображений участков лунной поверхности. Запас пленки (42 кадра) на каждом ФТУ был рассчитан на один сеанс съемки (64 минуты) сразу после торможения. Размер кадра 24 на 24 мм. Размер изображения 1100 на 1100 элементов. Время передачи на Землю одного кадра 17 минут.

На борту «Луны-11» был также установлен экспериментальный редуктор Р-1, предназначенный для проверки работоспособности зубчатых пар и подшипников качения в космических условиях с целью последующего использования результатов при создании «Луноходов».

Выполнение программы полета

Автоматическая станция «Луна-11» была запущена 24 августа 1966 года с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Молния-М». Старт к Луне осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты.

На трассе перелета к Луне 26 августа была проведена коррекция траектории. При подлете к Луне 28 августа была построена лунная вертикаль, и включена двигательная установка на торможение на ~5 минут раньше расчетного времени. В результате, после торможения станция «Луна-11» вышла на орбиту искусственного спутника Луны со следующими параметрами: высота в апоселении 1193,6 км (1512 км по расчету), в периселении 163,5 км (100 км), наклонение 10,7° и период орбиты 177,66 минут (191,88 минут).

Через ~2 часа после торможения были включены фототелевизионные установки, которые проработали 64 минуты. Вследствие нерасчетного положения, занятого КА после торможения, в объективы фотокамер вместо Луны попало космическое пространство. По этой же причине не было получено информации со спектрофотометра УС-3.

За 34 суток активного существования спутника на орбите Луны с аппаратом было проведено 139 сеансов связи, получена ценная информация с научных приборов, кроме УС-3, а также отказавших в полете прибора РФЛ-1 для обнаружения рентгеновского флуоресцентного излучения Луны и гамма-спектрометра 3134-03, предназначенного для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности.
В связи с отказом ряда научных приборов программа полета станции «Луна-11» была выполнена не в полном объеме.

Результаты полета

Несмотря на отказы отдельных научных приборов станцией «Луна-11» проводились исследования Луны и окололунного пространства.

Прибором КЯ-4 были обнаружены изменения интенсивности радиоизлучения в зависимости от ориентации аппарата и положения на орбите.

С помощью радиометра СЛ-1 было зарегистрировано необычайно сильное временное повышение уровня радиации, связанное с происходившими солнечными хромосферными вспышками.
Проверка экспериментального редуктора Р-1, проработавшего 5 часов в условиях космического вакуума, показала его высокую работоспособность.