Пятница, 19.04.2024

Космический аппарат КОРОНАС-И

КОРОНАС - Комплексные ОРбитальные Околоземные Наблюдения Активности Солнца

Аппарат запущен 2 марта 1994 года

Масса аппарата — 2298,2 кг. Масса полезной нагрузки - 395 кг.

Он представлял собой конструкцию АУОС-СМ-КИ

Высота в перигее – 498,5 км.

Высота в апогее – 539,8 км.

Наклонение - 82.485 град.

Период – 94,755 мин.

Срок существования – до 31 декабря 2000 года

Цель запуска

изучение физических процессов, протекающих на поверхности и в атмосфере Солнца, а также для изучения недр Солнца, в том числе:

- детальное изучение механизмов ускорения энергичных частиц во время вспышек,

- изучение мощных динамических процессов активного Солнца (солнечные пятна, вспышки, выбросы плазмы) с целью создания теорий и методов прогнозирования этих явлений,

- изучение характеристик солнечных космических лучей, ускоренных в процессах солнечных вспышек и других активных явлений, условий их выхода, распространения в межпланетном магнитном поле и воздействия на магнитосферу Земли,

- исследование переноса энергии из недр Солнца к его поверхности, накопления энергии в верхней атмосфере и последующего ее выделения во время солнечных нестационарных явлений,

- изучение недр Солнца на основе гелиосейсмологии.

В программе работы аппарата были предусмотрены научные эксперименты:

ДИФОС Солнечный фотометр (ИЗМИРАН),

СУФР Солнечный ультрафиолетовый радиометр (ИПГ),

ВУСС Вакуумный ультрафиолетовый спектрометр (ИПГ),

ИМАП Трехкомпонентный магнитометр (ИЗМИРАН),

СКЛ Спектрометр космических лучей (НИИЯФ),

ИРИС Рентгеновский вспышечный спектрометр (ЛФТИ),

АВС Амплитудно-временной анализатор спектра (МИФИ),

ДИОГЕНЕСС Рентгеновский фотометр-спектрометр (ЦКИ ПАН),

ГЕЛИКОН Сцинтилляционный рентгеновский и Гамма спектрометр (ЛФТИ),

ТЕРЕК Солнечный рентгеновский телескоп и оптический коронограф (ФИАН),

РЕС Солнечный рентгеновский спектрометр (ФИАН),

ССНИ Система Сбора Научной Информации (ИЗМИРАН).

Примечание: для приема информации с борта КА использовались следующие приемные пункты: Нойштрелиц (Германия), Таруса (Институт космических исследований АН России), Троицк (ИЗМИРАН), Медвежьи озера (ОКБ МЭИ). Передача команд для прибора ДИОГЕНЕСС осуществляется со станции Панска Вес (Чехия).

Научные результаты:

- получен непрерывный ряд наблюдений флуктуаций яркости Солнца в трех спектральных диапазонах общей продолжительностью 52 дня. Построены спектры мощности глобальных колебаний Солнца, зарегистрированы р - моды колебаний со степенями l = 0,1,2. Экспериментально показано частотное расщепление р-мод вследствие вращения Солнца. Обнаружено наличие несинфазных длиннопериодных вариаций амплитуд р-мод глобальных колебаний Солнца,

- получены данные о трехмерной структуре «корональных дыр»; в областях короны на расстояниях до 1 - 1,5 солнечных радиусов от лимба наблюдалось излучение в линии ионов гелия HeII (304 Å), что, возможно, также связано с истечением солнечного ветра из «корональных дыр»,

- проведены многочисленные измерения потока излучения Солнца в области крайнего ультрафиолета в абсолютных энергетических единицах (решена проблема калибровок); средний поток ультрафиолетового излучения Солнца (область < 130 нм) за период наблюдений составил около 7.5 эрг·см-2 с-1 , что согласуется с результатами расчётов по моделям, обобщающим измерения в предыдущих циклах солнечной активности,

- исследовано долготное распределение потоков галактических космических лучей по всем широтам от экватора до полярной шапки для различных моментов местного времени; получено широтное распределение потоков и спектров гамма-излучения с энергиями до 100 МэВ,

- получено более двух тысяч снимков Солнца в монотемпературных спектральных интервалах (105 К, 106 К и 107 К), перекрывающих диапазон высот солнечной атмосферы от переходного слоя до внешней короны,

- созданы каталоги рентгеновских изображений всего диска Солнца и отдельных активных образований, построены синоптические карты рентгеновских интенсивностей с привязкой к единому времени и солнечным координатам,

- исследованы структурные изменения изображений районов активных областей, надлимбовых конденсаций и «корональных дыр» за периоды от десятков секунд до 3-х оборотов Солнца; проведено сопоставление этих изображений с распределением магнитных полей на поверхности Солнца,

- наблюдения рентгеновского излучения в монохроматических линиях иона магния MgXII (8,42 Å) и иона железа FeXXIV (192.02 Å) показали присутствие высокотемпературной компоненты (T ~ 10К) в плазме активных областей в отсутствие вспышки,

- получены новые данные по спектроскопии высокотемпературной солнечной плазмы; зарегистрирован ряд не наблюдавшихся ранее спектральных линий и обнаружены существенные различия экспериментальных отношений интенсивностей линий с результатами теоретических расчетов,

- измерены потоки заряженных частиц от нескольких солнечных вспышек средних баллов; проведено исследование без вспышечного возрастания потоков заряженных частиц в межпланетном пространстве,

- анализ данных о потоках протонов с энергиями порядка 1 МэВ по измерениям на космических аппаратах КОРОНАС-И и УЛИССИС показал, что зарегистрированные протоны имеют один и тот же источник, расположенный на расстоянии значительно большем 3-х а.е. от Солнца,

- обнаружена связь между потоками галактических космических лучей и напряжённостью магнитного поля Солнца как звезды,

- исследована восточно-западная асимметрия потоков протонов внутри радиационных поясов Земли,

- зарегистрированы и подробно изучены несколько десятков сильных солнечных вспышек, большая часть которых проявилась только в мягком рентгеновском диапазоне,

- зарегистрированы космические гамма-всплески и данные измерений сопоставлены с данными наблюдений гамма-всплесков на других космических аппаратах: «WIND» (Российский прибор «Конус-Винд») и «COMPTON GRO»,

- подробно изучены фоновые потоки гамма-излучения с энергией от 50 КэВ до 5 МэВ на высотах до 500 км; зарегистрировано несколько десятков солнечных вспышек и космических гамма-всплесков, наблюдалось высыпание заряженных частиц из радиационных поясов Земли на различных широтах, отмечена асимметрия потоков гамма-излучения в полярных областях,

- измерены потоки рентгеновского излучения Солнца с высоким временным и пространственным разрешением в пяти диапазонах рентгеновского спектра: l2.9601 ÷ 3.3915 Å, l4.9807 ÷ 5.3721 Å, l6.1126 ÷ 6.7335 Å, 2 ÷ 4 keV, 4 ÷ 8 keV. Построены профили резонансных спектральных линий СаXVIII, CaXIX, Ca XX (2.8 - 3.4 Å).

- получена глобальная картина распределения основных ионосферных структур, связанных с динамикой околоземной плазмы, процессами взаимодействия волн и частиц и антропогенным воздействием на ионосферу Земли, а также проявлениями солнечно-земного взаимодействия,

- проведены серии измерений параметров магнитного поля Земли; сравнение результатов измерений геомагнитного поля подтвердило известные закономерности пространственного распределения Главного магнитного поля Земли.

Научные результаты, полученные впервые в Истории:

- обнаружена связь между потоками галактических космических лучей и напряжённостью магнитного поля Солнца как звезды.

См. также http://coronas.izmiran.ru/I/