Вторник, 23.04.2024

< NASA отправит сейсмографы на обратную сторону Луны
16.06.2021 22:59 Давность: 3 yrs

Любители астрономии открыли два нептуна у яркой звезды HD 152843

Любители астрономии из проекта Охотников за планетами (Planet Hunters) обнаружили на кривой блеска яркой G-звезды HD 152843 три транзитных события, принадлежащих двум разным планетам с радиусами 3.4 и 5.8 радиусов Земли.

TESS ведет фотометрический мониторинг звезд, в среднем в 30-100 раз более ярких, чем звезды, наблюдавшиеся «Кеплером», это позволяет измерять массы транзитных планет методом лучевых скоростей и изучать свойства их атмосфер методами трансмиссионной спектроскопии. Однако один сектор TESS наблюдается только 27.4 суток, что сильно ограничивает возможности данной миссии в обнаружении долгопериодических планет. Нередко на кривой блеска звезды удается обнаружить только одно или два транзитных события. Между тем для срабатывания автоматических алгоритмов обычно необходимо три транзита, поэтому такие события оказываются пропущенными.

На помощь приходят любители астрономии. Для «ручного» поиска планет в данных TESS был организован любительский проект Planet Hunters (Охотники за планетами), объединивший свыше 25 тысяч участников. Участники проекта глазами просматривают кривые блеска, полученные TESS, в поисках транзитов, пропущенных автоматикой.

10 июня 2021 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная открытию двух транзитных планет у яркой звезды HD 152843. Открытие было совершено с помощью Охотников за планетами, оно показывает, что и в 21 веке любители могут внести посильный вклад в научный поиск.

TESS наблюдала звезду HD 152843 только на 25 секторе. На кривой блеска звезды было обнаружено три транзитных события, явно принадлежавших двум разным планетам. Звезда прошла стандартную процедуру валидации (исключения астрофизических явлений, способных имитировать транзитные сигналы). Для окончательного подтверждения планетной природы транзитных кандидатов и измерения их массы было получено 18 замеров лучевой скорости HD 152843 с помощью спектрографа HARPS-N и 10 замеров – с помощью спектрографа EXPRES. Средняя погрешность единичного замера составила 5.2 м/с.

HD 152843 (TOI-2319) – звезда спектрального класса G0, недавно сошедшая с главной последовательности и начавшая эволюционировать в сторону превращения в красный гигант. Ее масса оценивается в 1.15 ± 0.04 солнечных масс, радиус – в 1.43 ± 0.02 солнечных радиусов, светимость примерно в 2.9 раза превышает солнечную. Возраст звезды составляет 3.97 ± 0.75 млрд. лет. Система удалена от нас на 107.9 ± 0.3 пк.

При радиусе 3.41 ± 0.14 радиусов Земли масса планеты HD 152843 b достаточно неуверенно оценивается в 11.5 +6.6/-6.1 масс Земли, что дает такую же неуверенную оценку средней плотности в 1.58 +0.96/-0.83 г/куб.см. Этот горячий нептун вращается вокруг своей звезды на среднем расстоянии 0.105 ± 0.003 а.е. и делает один оборот за 11.6264 ± 0.0025 земных суток.

Параметры внешней планеты определены еще хуже. Поскольку наблюдался только один ее транзит, орбитальный период остается неизвестным, по продолжительности транзита его оценили в 24.4 +6.2/-3.4 суток. Радиус планеты достигает 5.83 ± 0.14 радиусов Земли, масса не превышает 27.5 масс Земли (с достоверностью 99%).

Малое количество замеров лучевой скорости, полученных с невысокой точностью (средняя погрешность единичного замера оказывается больше полуамплитуды колебаний, наведенных планетой), не позволило надежно измерить массы планет, для этого необходимы дальнейшие наблюдения. Также авторы возлагают надежды на TESS, которая будет повторно наблюдать звезду HD 152843 на 52 секторе (в мае-июне 2022 года). Быстрое вращение звезды благоприятствует измерению наклонения орбит обеих планет к звездному экватору с помощью эффекта Мак-Лафлина. Наконец, благодаря яркости HD 152843 система будет отличной целью для JWST, чей запуск ожидается в конце 2021 года.