Вторник, 23.04.2024

< Зонд «Паркер» увидел вырождение кометы
23.12.2020 22:41 Давность: 3 yrs
Категория: Малые тела

В суданском метеорите разглядели обломок ранее неизвестного крупного астероида

Планетологи предположили, что в Солнечной системе есть еще один крупный астероид размером с Цереру. Об этом говорит изучение изотопного и минерального состава обломков метеорита 2008 TC3, который упал на территорию Судана в октябре 2008 года. Статью с результатами исследования опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

Между орбитами Марса и Юпитера находится так называемый главный пояс астероидов – скопление небесных тел размером от 1 км. Всего, по разным оценкам, этих объектов от 1,1 до 1,9 млн., более мелких тел может быть еще несколько миллионов. Крупнейший из объектов главного пояса – малая планета Церера, ее диаметр равен приблизительно 950 км.

Вокруг многих астероидов главного пояса могут вращаться менее крупные объекты со схожим составом. Астрономы предполагают, что эти менее крупные тела образовались в результате столкновений с другими большими астероидами. Обломки, которые возникли в результате подобных событий, нередко падают на Землю. Они становятся причиной метеорных потоков, благодаря чему планетологи могут изучать состав и историю формирования родительских объектов, не отправляя за пределы планеты космических аппаратов.

По результатам нового исследования Виктория Хэмилтон из Юго-западного исследовательского института (США) и ее коллеги выяснили, что внутри Солнечной системы есть еще как минимум один крупный астероид. На такой вывод их натолкнуло исследование фрагментов метеорита 2008 TC3, который упал на территорию Судана в октябре 2008 года. Астрономы засекли его за несколько дней до попадания в атмосферу и благодаря этому детально просчитали траекторию падения небесного тела.

Планетологи предполагают, что изначально масса 2008 TC3 составляла примерно 80 тонн. Однако после вхождения в плотные слои атмосферы он сильно "похудел" и распался на множество мелких частей. Ученые успели собрать около 600 из них общей массой 10,5 кг до того, как их загрязнили следы земной жизни – например, бактерии.

Все эти метеориты относятся к типу к типу урейлитов. Так ученые называют каменные метеориты с уникальным минеральным составом, которые находили только в окрестностях российской деревни Новый Урей и рядом с индийским городом Гоалпара.

Хэмилтон и ее коллеги изучали один из самых необычных осколков 2008 TC3 – AhS 202. Кроме характерных для других урейлитов пород в нем содержались магнетит и некоторые другие минералы, аналогов которых ученые в подобных метеоритах раньше не встречали.

Изучение его состава с помощью инфракрасного спектрометра показало, что внутри этих образцов есть частицы не только магнетита, но и множества осадочных пород, таких как филлосиликаты и амфиболы, которые образуются при относительно высоких температурах только в присутствии воды. Ученые отмечают, что ранее амфиболы никогда не находили внутри метеоритов, за одним исключением – их нашли в крупном метеорите-хондрите Альенде, который упал на территорию Мексики в 1969 году.

Изучив структуру зерен этих минералов, а также окружающие их породы, Хэмилтон и ее коллеги предположили, что они могли образоваться только в том случае, если 2008 TC3 был частью гораздо более крупного небесного тела диаметром не менее 1 тыс. км, то есть почти такого же, как Церера. Предположительно он столкнулся с менее крупным небесным телом. Удар выбил с поверхности более крупного астероида часть материи, в числе которой был и будущий суданский астероид.

Ученые надеются, что дальнейшее изучение этого фрагмента 2008 TC3, а также фрагментов грунта с астероидов Рюгу и Бенну, поможет лучше узнать историю формирования прародителя этого метеорита и выяснить, в каком районе Солнечной системы он или его обломки могут находиться.

Источник: ИТАР-ТАСС