Пятница, 29.03.2024

< Валуны с кратерами помогли датировать уход астероида Бенну из Главного пояса
29.10.2020 22:39 Давность: 3 yrs
Категория: Малые тела, Технологии

Следы модуля "Филы" помогли определить плотность льда на комете Чурюмова–Герасименко

Специалисты Европейского космического агентства (ЕКА) обнаружили вторую точку касания спускаемого аппарата "Филы" о поверхность кометы Чурюмова – Герасименко. Благодаря этому ученые узнали плотность льда в недрах кометы, пишут планетологи в научном журнале Nature.

"Это фантастическое открытие не только помогло нам выяснить судьбу посадочного модуля, но и узнать много нового о свойствах кометы. В частности, данные по ее плотности важны для подготовки следующих подобных миссий, в том числе систем посадки и захвата образцов материи комет", – рассказал научный руководитель миссии "Розетта" Мэтт Тейлор.

Зонд "Розетта" ЕКА отправило к комете Чурюмова – Герасименко в августе 2004 года. Он изучил структуру и свойства этого объекта, а также отправил к ее поверхности посадочный модуль "Филы".

Процесс посадки прошел совсем не так, как ожидали ученые. Сначала пилотам миссии казалось, что все прошло по плану, однако потом выяснилось, что главный двигатель "Филы" вышел из строя еще до прибытия "Розетты" к комете.

В результате спускаемый аппарат не смог прижать себя к комете и закрепиться на ней с помощью манипуляторов. Из-за этого "Филы" оторвался от поверхности кометы и совершил несколько прыжков, покинув регион Агилкия, куда он должен был опуститься.

В итоге он приземлился в темной расселине. Ее положение Тэйлор и его коллеги локализовали лишь за месяц до того, как миссия закончила работу на орбите кометы Чурюмова – Герасименко. Несмотря на это, "Филы" выполнил большую часть научных задач. Но из-за отсутствия света в расселине сроки его работы резко сократились, а сам аппарат после посадки упал на бок.

Прыжки по комете

В результате этих неудач некоторые измерения, которые сделали инструменты "Фил", стало значительно сложнее интерпретировать, ведь ученые не знали, каких точек касался спускаемый модуль во время "прыжков" по поверхности кометы. Это выяснили участники научной команды "Филы" под руководством инженера из Европейского центра космической астрономии (Испания) Лоуренса О'Рорка: они определили, куда модуль окончательно приземлился в сентябре 2016 года.

Эту задачу они решили, объединив данные сразу нескольких инструментов, в том числе камеры самой "Розетты", а также магнетометров, акселерометров и других датчиков "Фил". С их помощью ученые вычислили скорость движения модуля, его ускорение и высоту во время его прыжков по поверхности кометы.

Оказалось, что вторая точка посадки "Фил" находится совсем недалеко от расселины, где посадочный модуль покоится сейчас. Это стало большой неожиданностью для ученых, поскольку они предполагали, что после второго столкновения с поверхностью кометы модуль пролетел достаточно большое расстояние.

Руководствуясь этой идеей, О'Рорк и его коллеги изучили фотографии окрестностей расселины, которые камеры "Розетты" сделали уже после посадки. Всего в 30 метрах от этого места ученые увидели следы "Фил". Астрономы назвали этот участок поверхности кометы "Хребтом черепа" из-за необычной формы отпечатков корпуса и манипуляторов модуля.

Изучение снимков этой вмятины и данных магнетометра показало, что во второй раз "Филы" столкнулся с поверхностью кометы с достаточно большой силой – иначе нельзя объяснить, как он обнажил залежи льда, которые сформировались несколько миллиардов лет назад, еще в первые эпохи существования Солнечной системы.

Видео, показывающее второе соударение "Филы" с поверхностью ядра кометы:

"То, что следы "Фил" отпечатались на булыжниках на поверхности кометы, помогло нам вычислить плотность ее материи. Эта смесь из пыли и льда оказалась необычайно мягкой и пористой. Она была менее плотной, чем пена на поверхности кофе в чашке с капучино или на гребнях морских волн", – подытожил О'Рорк.

Источник: ИТАР-ТАСС