Пятница, 29.03.2024

< Подборка новостей о запуске «Тяньвэнь-1»
23.07.2020 22:33 Давность: 4 yrs

K2-280 b: легкий газовый гигант на эксцентричной орбите

Измерена масса и средняя плотность субсатурна K2-280 b – второго в списке самых эксцентричных субсатурнов.

«Кеплер» в рамках расширенной миссии K2 обнаружил множество транзитных кандидатов у сравнительно ярких звезд, расположенных вдоль эклиптики, и теперь ученые со всего мира ведут работу над их подтверждением. Как правило, сначала родительская звезда проходит процедуру валидации (исключения астрофизических явлений, способных имитировать транзитные сигналы). В случае успеха массу планеты пытаются измерить методом лучевых скоростей. Кроме массы и средней плотности, метод лучевых скоростей позволяет довольно точно определить эксцентриситет орбиты планеты. Особенно интересно измерение параметров транзитных планет, не имеющих аналогов в Солнечной системе, например, субсатурнов (ими называют объекты с радиусами 5-8 радиусов Земли, т.е. промежуточными между радиусами Сатурна и Урана).

17 июля 2020 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная измерению массы субсатурна K2-280 b. Транзитный кандидат был обнаружен во время 7 наблюдательной кампании, продлившейся с 4 октября по 26 декабря 2015 года. Звезда прошла стандартную процедуру валидации, в рамках которой авторы провели съемку ее окрестностей с высоким разрешением и обнаружили близкую звезду-компаньон. Наконец, с помощью высокоточных спектрографов HARPS, HARPS-N и FIES удалось окончательно подтвердить планетную природу транзитного кандидата и измерить его массу.

K2-280 – солнцеподобная звезда спектрального класса G7 V, удаленная от нас на 391.5 ± 7.5 пк. Ее масса оценивается в 1.03 ± 0.03 солнечных масс, радиус – 1.28 ± 0.07 солнечных радиусов, светимость примерно на треть превышает солнечную. Звезда недавно сошла с главной последовательности и начала эволюционировать в сторону превращения в красный гигант, ее возраст достигает 9.0 ± 1.7 млрд. лет. Несмотря на солидный возраст, K2-280 отличается повышенным содержанием тяжелых элементов – их примерно вдвое больше, чем в составе Солнца.

На расстоянии 0.38 ± 0.01 угловых секунд (150 ± 8 а.е. в проекции на небесную сферу) находится звездный компаньон на 4.72 звездных величин слабее – предположительно, красный карлик спектрального класса M3-4 V. Вероятность того, что звезды сблизились случайно и в дальнейшем разойдутся, составляет всего 0.04% – скорее всего, звезды физически связаны и образуют широкую пару.

При радиусе 7.5 ± 0.44 радиусов Земли масса планеты K2-280 b составляет 37.1 ± 5.6 масс Земли, что приводит к средней плотности 0.48 +0.13/-0.10 г/куб.см. Этот легкий газовый гигант вращается вокруг своей звезды по эллиптической орбите с большой полуосью 0.146 ± 0.01 а.е. и эксцентриситетом 0.35 ± 0.05 и делает один оборот за 19.8953 ± 0.0003 земных суток. Эффективная температура планеты в предположении нулевого альбедо оценивается в 787 ± 17К.

Субсатурн K2-280 b (показан красным цветом) на плоскости «масса – радиус» (вверху) и «масса – средняя плотность» (внизу) на фоне других субсатурнов с радиусами от 4 до 8 радиусов Земли. Зеленым цветом показаны планеты из многопланетных систем, синим – планеты из однопланетных систем. Серым цветом показаны все прочие экзопланеты с известными массами и радиусами. Пунктирными цветными линиями на верхнем графике показаны модельные соотношения масса-радиус для планет-гигантов с ядром из тяжелых элементов массой 100, 50, 25, 10 масс Земли и вовсе без ядра.

Значительный эксцентриситет орбиты K2-280 b говорит о бурной динамической истории, включающей события планет-планетного рассеяния и/или взаимодействия со звездным компаньоном по механизму Козаи-Лидова. Авторы намерены продолжить изучение этой интересной системы, включая мониторинг лучевых скоростей родительской звезды и наблюдение транзитов планеты на чилийских телескопах.

Источник: https://arxiv.org/pdf/2007.07939.pdf