Пятница, 19.04.2024

< Определены размеры, форма и альбедо крупного ТНО 2002 TC302
27.05.2020 22:49 Давность: 4 yrs
Категория: Малые тела

Первый активный троянец Юпитера оказался кометой

Открытый в прошлом году первый активный троянский астероид Юпитера 2019 LD2 оказался кометой. Установить это помог анализ его траектории за все время наблюдений: он подтвердил, что тело не находится в орбитальном резонансе 1:1 c планетой, как положено троянцу. Комета получила название P/2019 LD2 (ATLAS), циркуляр опубликован на сайте Центра малых планет.

10 июня 2019 года система наземных телескопов ATLAS (Asteroid Terrestrial-impact Last Alert System) обнаружила тусклый объект около орбиты Юпитера. Тело, получившее обозначение 2019 LD2, идентифицировали как троянский астероид из окрестности точки Лагранжа L4 в системе Солнце–Юпитер. Анализ снимков показал, что этот объект проявляет кометную активность: это подтвердили наблюдения, проведенные 11 и 13 июня 2019 года при помощи телескопов обсерватории Las Cumbres. В июле 2019 года и апреле 2020 года система ATLAS снова наблюдала за 2019 LD2 и подтвердила, что он обладает тусклым хвостом из газа и пыли: это говорит о непрерывной активности астероида в течение года.

Подобное поведение считается необычным для троянских астероидов Юпитера, так как считается, что они были захвачены гравитацией гиганта несколько миллиардов лет назад, а за такое время любые поверхностные слои льда должны были испариться. Ученые поэтому выдвинули предположение, что 2019 LD2 оказался захвачен Юпитером не так давно, или же какой-то процесс (столкновение с другим телом или оползень) обнажил слои льда, залегающие под поверхностью астероида.

Последний анализ траектории астероида за все время наблюдений показал, что он не находится в стабильном орбитальном резонансе 1:1 c планетой и в 2017 году сближался с ней: это не похоже на поведение троянцев. Астероид, поэтому, был переклассифицирован в кометы семейства Юпитера и получил обозначение P/2019 LD2 (ATLAS). Оценка размера ядра кометы оценивается в 4–8 километров, а один оборот вокруг Солнца она совершает за чуть более чем 12 лет.

Циркуляр центра малых планет: https://minorplanetcenter.net/mpec/K20/K20KD4.html