Пятница, 29.03.2024

< Астрономы создали самую детальную глобальную карту астероида Бенну
29.03.2020 23:19 Давность: 4 yrs

У звезды HD 332231 обнаружена легкая и не очень горячая планета-гигант

Открыта планета с массой ~0.24 масс Юпитера и радиусом ~0.87 радиусов Юпитера на 18.7-суточной круговой орбите.

Миссия TESS мониторит каждую наблюдательную площадку (один сектор) на протяжении 27.4 суток, а затем перенацеливается на следующую. Ближе к полюсам эклиптики сектора начинают перекрываться, и мониторинг может длиться дольше (начиная от 55 и вплоть до 351 суток непосредственно у полюсов). Если орбитальный период транзитной планеты достаточно велик, то она может показать только одно транзитное событие. Но и в этом случае параметры планеты могут быть определены с помощью дальнейших исследований.

25 марта 2020 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная открытию легкой планеты-гиганта HD 332231 b.

TESS наблюдал звезду HD 332231 на 14 и 15 секторах. Автоматический алгоритм обнаружил в фотометрических данных 15-го сектора одиночное транзитное событие глубиной ~0.49%, соответствующее планете-гиганту. Авторы провели стандартную процедуру валидации, чтобы исключить астрофизические явления, способные имитировать транзитный сигнал, а затем получили серию замеров лучевой скорости звезды с помощью спектрографов Levy на APF (68 замеров), HIRES на Кеке (13 замеров) и безымянного спектрографа, установленного на 1-метровом телескопе сети SONG (тоже 13 замеров). Лучевая скорость звезды демонстрировала колебания с периодом 18.712 земных суток и полуамплитудой 17.3 ± 1.2 м/с, соответствующей планете массой 0.244 ± 0.021 масс Юпитера.

Однако планета с периодом 18.7 суток за два сектора наблюдений должна была показать не одно транзитное событие, а три! Авторы снова обратились к кривой блеска, полученной TESS, и просмотрели ее более внимательно. И нашли второй транзит на 14-м секторе! Автоматический алгоритм пропустил его из-за загрязнения фотометрии рассеянным светом от Земли и Луны. Третий транзит был пропущен, поскольку по несчастливой случайности попал на короткий период 14-15 августа 2019 года, когда TESS не получал данные. Однако, несмотря на некоторую зашумленность фотометрии, глубина и продолжительность второго транзита совпала с первым. Таким образом, было доказано, что за колебания лучевой скорости звезды и транзиты «отвечает» одна и та же планета, получившая наименование HD 332231 b.

HD 332231 (TOI-1456) – звезда спектрального класса F8 V, удаленная от нас на ~80 пк. Ее масса оценивается в 1.13 ± 0.08 солнечных масс, радиус – в 1.28 ± 0.04 солнечных радиусов, светимость примерно вдвое превышает солнечную. Возраст звезды составляет 4.3 +2.5/-1.9 млрд. лет.

HD 332231 b относится к классу субсатурнов, т.е. легких газовых гигантов: при радиусе 0.867 ± 0.027 радиусов Юпитера его масса составляет 0.244 ± 0.021 масс Юпитера, что приводит к средней плотности 0.464 ± 0.054 г/куб.см. Планета вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите (эксцентриситет 0.03 ± 0.03) на среднем расстоянии 0.1436 ± 0.0033 а.е., ее эффективная температура оценивается в 876 ± 17К.

Планета HD 332231 b (показана голубым ромбом) на плоскости «масса – радиус» среди других транзитных экзопланет. Для сравнения приведены также планеты Солнечной системы Уран, Нептун, Сатурн и Юпитер (показаны оранжевыми буквами U, N, S и J). Красными пунктирными линиями показаны модельные соотношения масса-радиус для планет-гигантов с массой ядра 10 и 25 масс Земли.

Сравнение параметров планеты HD 332231 b с моделями планет-гигантов привело авторов к выводу, что у нее есть ядро из тяжелых элементов массой 10-25 масс Земли, а 52-68 масс Земли приходится на водородно-гелиевую оболочку. Поскольку планета нагрета умеренно, она не является «раздутой».

Планета HD 332231 b на плоскости «освещенность – радиус планеты». Вертикальной красной линией показана граница освещенности, выше которой радиус планет-гигантов начинает зависеть от их температуры. Видно, что HD 332231 b находится вне области раздутых планет.

Яркость родительской звезды и невысокая масса планеты, приводящая к большой шкале высот, делает HD 332231 b интересной и удобной целью для изучения свойств атмосферы методами трансмиссионной спектроскопии. Авторы подчеркивают, что планета представляет собой хороший пример умеренно нагретого гиганта, и призывают продолжить наблюдения транзитов для уточнения орбитального периода и поиска возможных TTV-вариаций.

Источник: https://arxiv.org/pdf/2003.10451.pdf