Пятница, 29.03.2024

< «Хаббл» отыскал для станции «Люси» астероид со спутником
15.01.2020 22:22 Давность: 4 yrs
Категория: Малые тела

Определен темп потери воды кометой Борисова до и после перигелия

8 декабря 2019 года первая межзвездная комета 2I/Borisov прошла перигелий и теперь удаляется от Солнца. Наблюдения кометы в полосе излучения молекулы гидроксила помогли определить темпы потери воды ядром, оценить размеры ядра и подтвердить большое сходство кометы Борисова с кометами Солнечной системы.

Космическая обсерватория Swift была запущена для обнаружения и изучения гамма-всплесков и их послесвечения. Кроме двух рентгеновских телескопов на борту спутника находится оптическо-ультрафиолетовый телескоп UVOT с апертурой 30 см, чувствительный в диапазоне от 160 до 800 нм и снабженный семью фильтрами для многополосной фотометрии. С помощью этого телескопа четырежды были проведены наблюдения межзвездной кометы Борисова – как в видимых лучах, так и в фильтре UVW1 (в лучах с длиной волны около 260 нм, где находится полоса гидроксила OH). Гидроксил в комах комет образуется в результате фотодиссоциации водяного пара, так что эти наблюдения позволили оценить темпы потери воды 2I/Borisov до и после перигелия.

Наблюдения кометы проводились 27 сентября, 1 ноября, а также 1 и 21 декабря 2019 года (за 72, 37 и 7 суток до прохождения перигелия и через 13 суток после). В момент наблюдений комета находилась на расстоянии 2.56, 2.17, 2.01 и 2.03 а.е. от Солнца. И если 27 сентября гидроксил в коме обнаружить не удалось (был получен только верхний предел), то в последующие даты темпы потери воды удалось измерить. Они составили (7.0 ± 1.5, 10.7 ± 1.2 и 4.9 ± 0.9)·1026 молекул в секунду или 20.9 ± 4.5, 32.0 ± 3.6 и 14.6 ± 2.7 кг воды в секунду, соответственно.

Изображения кометы Борисова, полученные телескопом UVOT 27 сентября, 1 ноября, 1 и 21 декабря 2019 года. Слева – снимки, полученные в фильтре UVW1 (в лучах с длиной волны вблизи 260 нм), справа – в оптических лучах (в полосе V).

Измерение общей площади активных областей (1.4-1.7 кв. км) позволило оценить и минимальный радиус ядра кометы – 0.37 км, что согласуется с оценками эквивалентного радиуса ядра по данным «Хаббла» – от 0.2 до 0.5 км.

Проинтегрировав темпы потери воды, авторы нашли, что до 21 декабря 2019 года комета Борисова уже потеряла ~2.3·108 кг воды или ~3.2·108 кг летучих льдов в целом (с учетом CO и CO2, доля которых составляет обычно ~9% и ~7% относительно общего количества летучих льдов, основным компонентом которых является водяной лед). Предположив по аналогии с кометой Чурюмова-Герасименко, что отношение массы пыли к массе газа близко к 4, авторы рассчитали, что во время сближения с Солнцем 2I/Borisov потеряла слой вещества от 0.2 до 1.1 метра.

В целом авторы подтверждают выводы других исследователей, что комета Борисова очень похожа на кометы Солнечной системы, обедненные углеродом, но обогащенные амином NH2.

Источник: https://arxiv.org/pdf/2001.04865.pdf