Пятница, 19.04.2024

< В США возобновятся исследования лунного грунта, доставленного на Землю 50 лет назад
13.03.2019 22:28 Давность: 5 yrs
Категория: Плутон, Карликовые планеты

Опубликована первая геологическая карта Харона

Астрономы на основе снимков и других данных с автоматической межпланетной станции New Horizons составили первую геоморфологическую карту Харона, самого крупного спутника Плутона. Благодаря ей удалось приблизительно описать геологическую историю Харона и выяснить, что около четырех миллиардов лет назад на нем шли масштабные процессы криовулканизма. Статья опубликована в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.

В новой работе группа исследователей во главе с Стюартом Роббинсом (Stuart Robbins) опубликовала геоморфологическую карту Харона, которая охватывает 35 процентов общей площади его поверхности и была построена на основе данных прибора LEISA и снимков, масштаб которых лежал в диапазоне от 1 до 35 километров на пиксель, полученных камерами MVIC и LORRI. Все собранные данные получены станцией New Horizons в ходе сближения с Хароном в 2015 году. На карте отмечены 16 различных геологических областей со сходным ландшафтом, более 1000 линейных деталей рельефа, такие как борозды или валы кратеров, и различия в альбедо участков местности.

Карта Харона и названия деталей рельефа.

Проведенные в ходе создания карты хроностратиграфические исследования позволили ученым воссоздать приблизительный ход геологической эволюции Харона, в которой выделяются три основные эпохи: Озианская (Ozian), Вулканская (Vulcanian), и Спокианская (Spockian). Первая эпоха началась более четырех миллиардов лет назад, когда образовалась Земля Оз (Oz Terra), являющаяся частью коры Харона, в это же время мог сформироваться подповерхностный океан. Следующая эпоха, более длительная, чем Озианская, характеризуется активным криовулканизмом. Предполагается, что обширный криопоток, излившийся на поверхность Харона через трещины в коре, в ходе последующего затвердевания образовал Равнину Вулкана (Vulcan Planitia). В эту же эпоху, возможно, началось замерзание подповерхностного океана, из-за чего Земля Оз начала распадаться на отдельные участки. Последняя эпоха характеризуется формированием ударных кратеров, оползней и продолжается до сегодняшнего дня.

Геоморфологическая карта Харона.
Карта вариаций альбедо поверхности Харона.

Равнина Вулкана на Хароне в рамках вышеописанной геологической истории оказывается одним из наиболее убедительных и масштабных примеров влияния криовулканизма на рельеф небесного тела в Солнечной системе. Тем не менее, исследователи отмечают, что идея криопотока лишь одна из возможных, хоть и выглядит убедительной, и необходимы дальнейшие исследования в этой области, например отправка новой автоматической миссии к Плутону и Харону.

Оригинальная статья: https://agupubs.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1029/2018JE005684