Пятница, 19.04.2024

< Миссия Dawn близка к завершению
11.09.2018 22:33 Давность: 6 yrs

NGTS-4 b: плотный горячий мини-нептун

Представлена планета с массой ~20.6 масс Земли и радиусом ~3.2 радиусов Земли, вращающаяся вокруг K-карлика по 1.337-дневной орбите. Транзит мини-нептуна NGTS-4 b – самый мелкий из всех, наблюдающихся в рамках наземных транзитных обзоров.

Наблюдения космического телескопа им. Кеплера показали, что количество планет резко увеличивается с уменьшением их радиуса – нептунов и суперземель во много раз больше, чем планет-гигантов. Однако наземные транзитные обзоры открывают в подавляющем большинстве горячие юпитеры и сатурны. Турбулентность земной атмосферы, знакомая нам по хорошо известному мерцанию звезд, ограничивает точность единичного фотометрического замера, что приводит к замыванию мелких транзитов небольших планет. Несколько планет с радиусами меньше 0.5 радиусов Юпитера, все же обнаруженных с поверхности Земли, как правило, вращаются вокруг поздних оранжевых или красных карликов (благодаря небольшому радиусу звезд этого типа транзиты планет оказываются глубже, чем транзиты аналогичных планет по дискам солнцеподобных звезд).

Однако из всякого правила есть исключения. 5 сентября 2018 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная открытию планеты NGTS-4 b с радиусом 3.18 ± 0.26 радиусов Земли. Благодаря специальному алгоритму обработки данных (фотометрические замеры с экспозицией 10 секунд усреднялись на интервале 5 минут, что позволило в значительной степени снивелировать влияние атмосферы) удалось обнаружить транзит глубиной всего 0.13 ± 0.02%! Это самый мелкий транзит из всех, увиденных с Земли. После обнаружения транзитного кандидата звезда NGTS-4 наблюдалась на телескопах метрового класса (на Южно-Африканской астрономической обсерватории, обсерватории Las Cumbres, с помощью инструмента SPECULOOS на обсерватории Параналь и 1.2-метровом телескопе Эйлера в Ла Силья). Подтверждение планетной природы транзитного кандидата и измерение его массы было проведено методом измерения лучевых скоростей с помощью спектрографа HARPS).

Итак, NGTS-4 – звезда главной последовательности раннего K-класса, удаленная от нас на 282.6 ± 1.8 пк. Ее масса оценивается в 0.75 ± 0.02 солнечных масс, радиус – в 0.84 ± 0.01 солнечных радиусов, светимость составляет примерно 44% от светимости Солнца. Звезда отличается пониженным содержанием тяжелых элементов – их примерно в 1.9 раза меньше, чем в составе нашего дневного светила.

При радиусе 3.18 ± 0.26 радиусов Земли масса NGTS-4 b достигает 20.6 ± 3.0 масс Земли, что приводит к средней плотности 3.45 ± 0.95 г/куб.см. Планета вращается вокруг звезды на расстоянии 0.019 ± 0.005 а.е. и делает один оборот за 1.33735 ± 0.00001 земных суток. Эффективная температура планеты оценивается в 1650 ± 400К.

Планета NGTS-4 b (показана красным цветом) на плоскости «масса – радиус» среди других транзитных экзопланет массой менее 30 масс Земли. Черным цветом показаны планеты, найденные наземными транзитными обзорами, серым цветом – планеты, обнаруженные космическими телескопами. Черными точками показаны также Земля и Венера.

Средняя плотность NGTS-4 b соответствует чисто водному составу, но авторы полагают, это не физично и что, скорее всего, планета имеет железокаменное ядро, окруженное водной оболочкой и протяженной атмосферой из легких газов.

Планета NGTS-4 b (показана красным цветом) на плоскости «звездная величина родительской звезды – глубина транзита». Черным цветом показаны планеты, найденные наземными транзитными обзорами, серым цветом – планеты, обнаруженные космическими телескопами.