Четверг, 25.04.2024

< Рюгу с расстояния 920 км
18.06.2018 06:17 Давность: 6 yrs

NGTS-3A b: горячий юпитер в неразрешенной двойной системе

Обзором NGTS обнаружен транзитный горячий юпитер, вращающийся вокруг главного компонента неразрешенной звездной пары. Потребовалось провести тщательный анализ всех полученных данных, чтобы оценить параметры обоих компонентов и определить физические параметры планеты и звезду, вокруг которой та вращается.

Более трех сотен внесолнечных планет открыто наземными транзитными обзорами, и совсем скоро к ним присоединится космическая фотометрическая миссия TESS. Эти обзоры основаны на фотометрических замерах, проводимых телескопами с небольшой апертурой, широким полем зрения и сравнительно большим размером одного пикселя (больше 5 угловых секунд на пиксель). Соответственно, кривые блеска целевых звезд часто оказываются загрязнены светом неразрешенных звездных компаньонов (когда звезда, считающаяся одиночной, оказывается двойной или кратной системой) или затменно-переменных звезд фона, чей свет попадает на тот же пиксель матрицы, что и свет целевой звезды. Благодаря этому обстоятельству только около 1% транзитных кандидатов, обнаруженных наземными транзитными обзорами, оказываются планетами, остальные 99% представляют собой тот или иной вид ложнопозитивов. Как правило, транзитные сигналы, имитирующие транзитные сигналы планет, создаются затменно-переменными двойными со скользящим транзитом (когда звезды касаются друг друга только краешком) или затменно-переменными двойными заднего фона.

4 мая 2018 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная открытию транзитного горячего юпитера NGTS-3A b. Статья читается как настоящий детектив или отчет о расследовании – авторам пришлось проанализировать целый массив разноречивой информации, включая колебания лучевой скорости звезды, многополосную фотометрию, анализ сдвига центра изображения звезды во время транзита, функции перекрестной корреляции и пр., чтобы аккуратно восстановить строение этой системы.

Звезда NGTS-3, которая выглядела одиночной солнцеподобной звездой, оказалась неразрешенной двойной, состоящей из главного компонента спектрального класса G6 V и компаньона спектрального класса K1 V, разделенных угловым расстоянием менее 1 угловой секунды (а поскольку «Гайя» тоже не смогла разрешить эту систему – даже менее 0.4-0.5 угловых секунд). Точное расстояние между звездами неизвестно, как пишут авторы исследования, оно превышает 500 а.е. (т.е. орбитального движения вокруг общего центра масс обнаружено не было). Планета вращается вокруг главного компонента системы.

Масса планеты NGTS-3A b достигает 2.38 ± 0.26 масс Юпитера, что при радиусе 1.48 ± 0.37 радиусов Юпитера приводит к средней плотности 0.41 +0.55/-0.20 г/куб.см. Гигант вращается вокруг своей звезды на расстоянии ~6.5 звездных радиусов и делает один оборот за 1.67537 земных суток.

Авторы отмечают, что случай NGTS-3A b может оказаться не таким уж и экзотическим. Двойные и кратные системы широко распространены в мире звезд. Недостаток наблюдательных данных и/или их поверхностный анализ может приводить к неучету возможной двойственности (кратности) родительских звезд и неверным оценкам параметров транзитных планет.