Пятница, 19.04.2024

< Планета WASP-104 b чернее угля
09.05.2018 22:03 Давность: 6 yrs
Категория: Малые тела

Странное поведение активного астероида 311P/(2013 P5) PANSTARRS

У каменного астероида Главного пояса 311P/(2013 P5) PANSTARRS периодически появляются и исчезают многочисленные пылевые хвосты.

Активные астероиды – малые тела, находящиеся на типично астероидных орбитах, но проявляющие активность подобно кометам. Причины этой активности могут быть разными – метеоритный удар, тепловое растрескивание или же сильная раскрутка благодаря эффекту Ярковского, приводящая к постепенному разрушению астероида под действием центробежных сил.

Одним из наиболее загадочных активных астероидов является 311P/(2013 P5) PANSTARRS. Этот объект расположен у внутреннего края Главного пояса астероидов и вращается вокруг Солнца по слабо эллиптической орбите с большой полуосью 2.189 а.е., эксцентриситетом 0.115 и наклонением 5° к эклиптике. Эквивалентный радиус астероида оценивается в 190 ± 30 метров. С большой долей вероятности этот объект является членом старого астероидного семейства Флора.

Астероиды, населяющие внутреннюю часть Главного пояса, как правило, относятся к S-типу, соотносимому с каменными метеоритами – обыкновенными хондритами LL класса, подвергшимися в прошлом тепловому метаморфизму и практически лишенными летучих веществ. Однако 311P/(2013 P5) в период с 15 апреля по 26 декабря 2013 года демонстрировал неоднократное появление и исчезновение пылевых хвостов. Морфология хвостов соответствовала примерно ста тоннам (105 кг) пыли, выброшенной со скоростью менее 1 м/с и вытянутой в струи давлением солнечного света. Эпизоды появления хвостов разделялись периодами продолжительностью в недели и месяцы, когда хвостов не было.

Пылевые хвосты астероида 311P/(2013 P5) PANSTARRS.

В апреле 2018 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная наблюдениям астероида 311P/(2013 P5) PANSTARRS космическим телескопом им. Хаббла в марте и июле 2015 года. Авторы исходили из предположения, что выброс пыли был вызван постепенным центробежным разрушением астероида, и получили его кривую блеска с целью измерить период вращения вокруг своей оси. В момент наблюдений ни хвоста, ни комы у астероида не было.

Однако признаков быстрого вращения у 311P/(2013 P5) PANSTARRS не оказалось – период вращения превысил 5.4 часов! При этом на кривой блеска был обнаружен характерный V-образный минимум глубиной 0.3 звездных величин, говорящий о том, что перед нами – тесная затменно-двойная система. Дальнейший анализ данных показал, что отношение масс компонент близко к 1:6, что они разделены расстоянием, вчетверо превышающим радиус более крупного компонента, и что они делают один оборот вокруг общего центра масс за 0.8 суток. Эти параметры довольно типичны для двойных астероидов Главного пояса, образовавшихся в результате центробежного разрушения ранее единого тела.

Чтобы астероид терял пыль под действием центробежных сил, или один, или оба компонента этой системы должны быстро вращаться, делая один оборот вокруг своей оси быстрее, чем за 2 часа. Несколько эпизодов выброса пыли в 2013 году говорят о том, что процесс разрушения продолжается. Однако наблюдения на «Хаббле» не обнаружили обломков размером более 10 метров, которые покидали бы сферу Хилла этой пары (радиусом 80 км).

Авторы отмечают, что отсутствие на кривой блеска признаков быстрого вращения непринужденно объясняется симметричной формой компонентов, типичной для тел, находящихся на грани центробежного разрушения. Симметричная форма быстро вращающихся тел подтверждается и радарными наблюдениями околоземных астероидов.