Пятница, 19.04.2024

< Возобновляются работы по проекту «Ионозонд-2025»
16.04.2018 22:24 Давность: 6 yrs

KELT-22A b: транзитный горячий юпитер у яркой двойной звезды

Наземный транзитный обзор KELT объявил об открытии новой транзитной планеты у сравнительно яркой солнцеподобной звезды. Планета раскручивает свою звезду, заставляя ее вращаться быстрее других звезд той же массы и возраста, а сама постепенно приближается к ней.

Наземный транзитный обзор KELT (Kilodegree Extremely Little Telescope = Тысячеградусный очень маленький телескоп) – отличный пример того, что искать внесолнечные планеты можно самыми скромными средствами. Обзор основан на фотометрических замерах, проводимых двумя одинаковыми автоматическими телескопами с апертурой всего в 42 мм(!). Один телескоп (в северном полушарии) расположен в обсерватории Винера в Аризоне, США, второй (в южном полушарии) – в Южно-Африканской астрономической обсерватории в Сатерленде, ЮАР. Оба телескопа имеют поле зрения 26х26°, разрешение 23 угловых секунды на пиксель, и предназначены для поиска транзитных экзопланет у сравнительно ярких звезд 8-11 звездной величины.

22 марта 2018 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная открытию новой экзопланеты – транзитного горячего юпитера KELT-22A b. Видимая звездная величина родительской звезды KELT-22A (TYC 7518-468-1) составляет +11.1 звездных величин, что делает эту систему хорошей целю для будущих исследований путем измерения эффекта Мак-Лафлина или изучения свойств атмосферы планеты методами трансмиссионной спектроскопии.

KELT-22A – звезда главной последовательности спектрального класса G2 V, удаленная от нас на 218 ± 29 пк. Ее масса оценивается в 1.09 ± 0.05 солнечных масс, радиус – в 1.10 +0.08/-0.05 солнечных радиусов, светимость в ~1.2 раза превышает солнечную. Звезда отличается повышенным содержанием тяжелых элементов – их в 1.8 раза больше, чем в составе Солнца. Возраст KELT-22A определен плохо – в 1.5-5 млрд. лет, однако сравнительно высокий уровень хромосферной активности скорее свидетельствует в пользу нижней границы этого диапазона.

На расстоянии 6.1 угловых секунд (~1400 а.е. в проекцию на небесную сферу) от звезды KELT-22A расположен звездный компаньон примерно вдвое меньшей светимости. Почти наверняка компоненты образуют физически связанную систему (широкую пару).

Поскольку обе звезды попадают на один пиксель матрицы телескопа KELT, кривая блеска KELT-22A оказалась загрязненной светом компаньона, и для корректного определения радиуса планеты его вклад был вычтен.

Масса планеты KELT-22A b достигает 3.47 ± 0.15 масс Юпитера, что при радиусе 1.285 +0.12/-0.07 радиусов Юпитера приводит к средней плотности 2.02 +0.38/-0.47 г/куб.см. Планета вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.0251 ± 0.0003 а.е. (~4.9 звездных радиусов) и делает один оборот за 1.38665 земных суток. Эффективная температура планеты оценивается авторами открытия в 1842 +65/-42 К.

Период вращения звезды вокруг своей оси составляет ~8.3 земных суток, что заметно меньше аналогичной величины большинства солнцеподобных звезд сравнимого возраста. Авторы предполагают, что звезда раскручивается близкой массивной планетой, а сама планета при этом постепенно приближается к звезде.

Планета KELT-22A b (показана зеленым кружком) на плоскости «масса – средняя плотность» (вверху) и «масса – радиус» (внизу) среди других транзитных экзопланет-гигантов.

Помимо колебаний, наводимых планетой, лучевая скорость звезды KELT-22A демонстрирует дополнительный линейный дрейф 2.06 ± 0.93 м/с в сутки. Если этот дрейф подтвердится, это будет означать наличие в системе дополнительного массивного тела – планеты-гиганта, коричневого карлика или маломассивной звезды.