Пятница, 26.04.2024

< Фобос, Деймос и Сатурн глазами «Марс-Экспресс»
05.03.2018 22:07 Давность: 6 yrs

EPIC 247098361 b: горячий сатурн на эксцентричной орбите

Во время 13-й наблюдательной кампании «Кеплер» обнаружил планету с массой 0.4 масс Юпитера и радиусом как у Юпитера на эксцентричной 11.17-суточной орбите.

Происхождение горячих юпитеров (планет-гигантов на близких к звезде орбитах) до сих пор остается предметом оживленных дискуссий. По современным представлениям, планеты-гиганты образуются за снеговой линией своих звезд в богатых газом протопланетных дисках, а затем так или иначе перемещаются на тесные орбиты. В настоящее время наиболее проработаны две гипотезы: согласно первой, планеты-гиганты мигрируют внутрь системы благодаря гравитационному взаимодействию с протопланетным диском; в этом случае горячий юпитер оказывается на близкой к круговой орбите, мало наклоненной к звездному экватору. Согласно второй, планет-планетное рассеяние или взаимодействие со звездным компаньоном сначала переводит планету-гигант на высокоэллиптическую орбиту с низким перицентром, которая затем скругляется приливными силами. В последнем случае горячий юпитер может оказаться на резко наклоненной, полярной и даже ретроградной орбите. Возможно, в природе реализуются оба сценария.

Приливные силы ослабевают пропорционально шестой степени большой полуоси орбиты, т.е. очень быстро. Они мало влияют на планеты с величиной большой полуоси, большей 0.1 а.е. Поэтому изучение таких сравнительно удаленных от звезды планет представляет большой интерес в контексте понимания их динамической эволюции.

28 февраля 2018 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная открытию транзитного горячего сатурна EPIC 247098361 b. Эта планета интересна яркостью родительской звезды (+9.9 звездных величин) и значительной эксцентричностью своей орбиты. EPIC 247098361 b был открыт космическим телескопом им. Кеплера во время 13-й наблюдательной кампании расширенной миссии K2, планетная природа транзитного кандидата была подтверждена методом измерения лучевых скоростей с помощью спектрографов CORALIE, FEROS и HARPS.

EPIC 247098361 – звезда главной последовательности позднего F-класса, удаленная от нас на 130 ± 4.6 пк. Ее масса оценивается в 1.192 ± 0.025 солнечных масс, радиус – в 1.161 ± 0.023 солнечных радиусов, светимость в 1.72 ± 0.10 раз превосходит солнечную. Звезда слегка обогащена тяжелыми элементами (их на 26% больше, чем в составе Солнца), ее возраст составляет 1.26 ± 0.74 млрд. лет.

Масса планеты EPIC 247098361 b оценивается в 0.397 ± 0.037 масс Юпитера, радиус – в 1.00 ± 0.02 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности ~0.53 г/куб.см, типичной для планет этого класса. Гигант вращается вокруг своей звезды по эллиптической орбите с большой полуосью 0.1036 ± 0.0008 а.е. (~19.3 звездных радиусов) и эксцентриситетом 0.258 ± 0.025, и делает один оборот за 11.16845 ± 0.00002 земных суток. Эффективная температура планеты довольно умеренная – 1030 ± 15К. Таким образом, EPIC 247098361 b оказывается в переходной области между прохладными планетами, нагрев которых не влияет на их структуру, и «раздутыми» горячими юпитерами.

Планета EPIC 247098361 b (показана квадратом) на плоскости «эффективная температура – радиус» на фоне других транзитных экзопланет. Массы экзопланет отражены цветом, цветовая шкала расположена справа от графика. Зеленой полосой показана переходная зона между «раздутыми» и не раздутыми планетами.

Значительный эксцентриситет орбиты EPIC 247098361 b говорит о его возможной миграции путем планет-планетного рассеяния или взаимодействия с третьим телом на широкой орбите благодаря механизму Козаи-Лидова. Для проверки последнего предположения было бы желательно измерить наклонение орбиты планеты к оси вращения звезды с помощью эффекта Мак-Лафлина, к чему авторы открытия и призывают. Также планета будет прекрасной целью для изучения свойств ее атмосферы методами трансмиссионной спектроскопии.