Четверг, 25.04.2024

< Астрономы увидели занесенную марсианской пылью станцию «Феникс»
27.02.2018 22:16 Давность: 6 yrs

OGLE-2016-BLG-1067 b: аналог Сатурна у далекого красного карлика

Методом гравитационного микролинзирования далекого красного карлика была обнаружена планета массой ~0.43 масс Юпитера, удаленная от своей звезды на ~1.7 а.е. – примерно в 2.1 раза дальше снеговой линии.

Поиск внесолнечных планет методом гравитационного микролинзирования позволяет находить планеты, недоступные всем остальным методам – например, холодные планеты, расположенные далеко за снеговой линией своих звезд, и даже «планеты-странники», свободно плавающие в галактическом диске и не принадлежащие ни одной звезде. Однако у метода гравитационного микролинзирования есть важный недостаток – одну и ту же кривую блеска фоновой звезды может обеспечить сразу несколько различных решений (конфигураций) системы-линзы. Как правило, таких решений четыре, иногда восемь. Чтобы определить, какое именно решение истинно, необходимо или высокое качество кривой блеска, позволяющее измерить различные тонкие эффекты (например, «эффект конечного размера фоновой звезды», связанный с тем, что звезда-источник является не точкой, а диском), или последующие наблюдения звезды-линзы с помощью крупнейших телескопов для получения дополнительной информации.

Важную роль в снятии «вырождения» между различными решениями для системы-линзы может играть космический телескоп им. Спитцера. Этот инфракрасный телескоп находится на гелиоцентрической орбите и к настоящему моменту удалился от Земли более чем на 1 а.е. Наблюдая одно и то же событие микролинзирования с помощью наземных телескопов и с помощью «Спитцера», можно измерить т.н. микролинзовый параллакс и резко сократить количество возможных решений для системы-линзы – фактически, определить ее физические характеристики.

18 января 2018 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная открытию планеты OGLE-2016-BLG-1067 b. Событие микролинзирования OGLE-2016-BLG-1067 было анонсировано обзором OGLE 10 июня 2016 года. Также оно было обнаружено обзором MOA под именем MOA-2016-BLG-339. В дальнейшем к наблюдениям подключился и обзор KMTNet. Всего было получено 2520 фотометрических замеров блеска фоновой звезды в разных спектральных каналах (V, R и I).

Это же событие микролинзирования в течение почти 300 часов наблюдал «Спитцер» в лучах с длиной волны 3.6 мкм. К сожалению, в серии наблюдений «Спитцера» случился недельный перерыв из-за временной близости наблюдаемой звезды к Солнцу.

Без данных, полученных «Спитцером», кривую блеска фоновой звезды описывало целых восемь различных решений для системы-линзы! Авторы статьи проанализировали их все и сократили количество возможных решений до двух. При этом два оставшихся возможных решения соответствовали близким физическим характеристикам системы-линзы (погрешности в определении массы звезды и расстояния до нее во много раз превысили разницу между обоими решениями).

Итак, OGLE-2016-BLG-1067 – красный карлик массой 0.30 +0.15/-0.12 солнечных масс, удаленный от нас на 3.73 ± 0.67 кпк. На расстоянии 1.70 ± 0.39 а.е. от него (в проекции на небесную сферу) расположена планета OGLE-2016-BLG-1067 b массой 0.43 +0.21/-0.17 масс Юпитера. Это расстояние в ~2.1 раза превышает радиус снеговой линии, в Солнечной системе расположенной на расстоянии ~2.7 а.е. от Солнца. Таким образом, температурный режим планеты оказывается промежуточным между температурными режимами Юпитера и Сатурна.

Фоновая звезда и звезда-линза движутся друг относительно друга с угловой скоростью ~8 миллисекунд в год. К 2026 году они разойдутся достаточно, чтобы их можно было наблюдать раздельно с помощью крупнейших наземных телескопов. Это, в свою очередь, позволит существенно уточнить физические свойства звезды OGLE-2016-BLG-1067 и всей системы в целом.

На момент публикации статьи (середина января 2018 года) количество планет, открытых методом гравитационного микролинзирования, достигло 51.