Пятница, 29.03.2024

< Ритмы земные и солнечные: в ИКИ РАН исследуют влияние геомагнитных возмущений на живые организмы
22.12.2017 22:04 Давность: 6 yrs

Qatar-6 b: горячий гигант со скользящим транзитом

Экзопланетный обзор Катара объявил об открытии шестой планеты – горячего юпитера, заходящего на диск своей звезды только краем.

Несмотря на то, что количество транзитных горячих гигантов, открытых наземными транзитными обзорами, перевалило за три сотни, планет со скользящими транзитами известно только около десятка. Скользящими называют транзиты, во время которых планета не вступает на диск своей звезды целиком, а задевает его только краем. Такая конфигурация интересна тем, что она очень чувствительна к наличию других планет: даже сравнительно небольшое гравитационное возмущение со стороны других планет в этих системах приводит к заметному изменению прицельного параметра и продолжительности скользящего транзита.

11 декабря 2017 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья от Экзопланетного обзора Катара (Qatar Exoplanet Survey, QES), посвященная открытию горячего юпитера Qatar-6 b, чьи транзиты также оказались скользящими.

Наземный транзитный обзор QES основан на фотометрических замерах, получаемых системой автоматических телескопов, расположенных в обсерватории Новой Мексики, США. Несколько телескопов с апертурой 13.5, 20 и 40 см покрывают поле зрения 11х11 градусов, причем угловое разрешение составляет (на разных участках поля) 12, 9 и 4 угловых секунд на пиксель. Точность фотометрических замеров составляет около 1% для звезд 13.4-14 звездной величины. Подтверждение планетной природы транзитных кандидатов проводится методом измерения лучевых скоростей с помощью спектрографа TRES, установленного на 1.5-метровом телескопе обсерватории им. Фреда Лоуренса (FLWO).

Qatar-6 – молодой оранжевый карлик спектрального класса K2 V, удаленный от нас на 101.5 ± 5.6 пк. Его масса оценивается в 0.82 ± 0.02 солнечных масс, радиус – в 0.72 ± 0.02 солнечных радиусов, светимость составляет 0.306 ± 0.026 светимости Солнца. Возраст Qatar-6 близок к 1 млрд. лет.

На расстоянии 4.5 угловых секунд от Qatar-6 расположен звездный компаньон спектрального класса M. Впрочем, образуют ли звезды физически связанную систему, пока не ясно – возможно, компаньон является звездой переднего фона.

Масса планеты Qatar-6 b составляет 0.67 ± 0.07 масс Юпитера, что при радиусе 1.06 ± 0.07 радиусов Юпитера приводит к средней плотности 0.68 ± 0.14 г/куб.см. Гигант вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.0423 ± 0.0004 а.е. (12.6 звездных радиусов) и делает один оборот за 3.50619 ± 0.00002 земных суток. Эффективная температура планеты составляет 1006 ± 18К – весьма умеренная величина для горячего юпитера.

Скользящий транзит планеты Qatar-6 b. Шкала размеров по двум осям нормирована на радиус Солнца.

Авторы открытия считают систему Qatar-6 очень перспективной в плане поиска дополнительных планет путем мониторинга продолжительности транзитов планеты b.

Источник: https://arxiv.org/pdf/1712.03216.pdf