Четверг, 25.04.2024

< Плато Фарсида порождает разломы
19.11.2017 22:23 Давность: 6 yrs
Категория: Юпитер

Ученые выяснили, как "большое пятно" Юпитера стало красным

Большое красное пятно Юпитера – гигантский ураган, бушующий в его атмосфере уже три столетия – приобрело свою необычную окраску благодаря космическим лучам, соединениям серы и углеводородам, заявляют ученые в статьях, опубликованных в журнале Icarus.

Большое Красное Пятно в естественной цветовой гамме. Снимок КА Juno.

"Данное пятно приобрело свой характерный цвет по той причине, что облака из соединений аммиака и серы могут подниматься над ним на чуть большую высоту, чем в других регионах Юпитера. Там они могут смешиваться и взаимодействовать с ацетиленом, и благодаря этому становятся темнее, чем остальные уголки планеты", — объясняет Роберт Карлсон (Robert Carlson) из Лаборатории реактивного движения НАСА (США).

Большое красное пятно, как считается, впервые обнаружил итальянский астроном Джованни Кассини: его изображение нашли в рисунках ученого от 1665 года. Как выяснили ученые заметно позднее, оно представляет собой мощнейший ураган-антициклон, чьи ветра движутся со скоростью около 430 километров в час.

Самые красные области Большого красного пятна, размер которого равен примерно трем диаметрам Земли, а средняя температура — -160°C, соответствуют относительно теплому ядру урагана, которое окружают более холодные внешние вихри. Изучение тайн этого пятна является одной из главных задач зонда Juno, который прибыл к Юпитеру в середине лета прошлого года.

Одной из больших загадок этого пятна, как рассказывает Карлсон, является, собственно, сам факт того, что оно окрашено не в белый или "кремовый", а в ярко-красный цвет. Год назад коллеги Карлсона из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда предположили, экспериментируя на аналогах материи Юпитера в лаборатории, что пятно "покраснело" в результате "бомбардировки" его материи космическими лучами и появления в ней больших количеств атомов серы.

Сера, как отмечает Карлсон, действительно окрашивает аналог материи Юпитера в красный цвет, однако в таком случае спектр лабораторного аналога "красного пятна" не совсем похож на те данные, которые были получены при наблюдениях за планетой при помощи "Хаббла", Juno и других научных приборов.

Это несовпадение заставило Карлсона предполагать, что в материи пятна содержатся и другие вещества, влияющие на его окраску. Смешивая их друг с другом и облучая пучками ультрафиолета, имитирующими космические лучи, ученые обнаружили, что вторым компонентом "красной краски" Юпитера был ацетилен – непредельный углеводород, содержащийся в небольших количествах в верхних слоях атмосферы планеты.

Ацетилен, как обнаружили химики из НАСА, не только сделал спектр искусственного аналога Большого пятна более реалистичным, но и сделал его более темным. Это, по мнению Карлсона, объясняет то, почему остальные регионы Юпитера не имеют подобной окраски – большие количества ацетилена присутствуют только внутри этого урагана, тогда как соединения серы и аммиака встречаются фактически во всех уголках планеты-гиганта.

Подобные результаты расчетов, как отмечает химик, в целом соответствуют тем данным, которые были получены по химическому составу пятна зондом "Кассини" во время его путешествия к Сатурну. С другой стороны, ученые не исключают того, что в пятне присутствуют и другие вещества, усиливающие его красный цвет.

Оригинальная статья: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0019103516001494?via%3Dihub