Четверг, 18.04.2024

< Астрономы составили трехмерную карту кометы Чурюмова — Герасименко
16.11.2017 22:21 Давность: 6 yrs

Открыта небольшая планета у звезды Ross 128 в 3.38 парсеках от Земли

Методом измерения лучевых скоростей обнаружена планета с минимальной массой ~1.33 масс Земли и орбитальным периодом 9.86 земных суток, вращающаяся вокруг близкого спокойного красного карлика Ross 128. Температурный режим новой планеты является промежуточным между тепловым режимом Земли и Венеры.

Близкие спокойные красные карлики являются очень привлекательной целью для поисков рядом с ними небольших планет (в том числе – в обитаемой зоне). Действительно, из-за своей малой массы такие звезды заметнее откликаются на гравитационные возмущения со стороны планет, а из-за малого радиуса звездного диска транзиты планет оказываются глубже и заметнее. Кроме того, из-за небольшой светимости красных карликов и малых размеров обитаемой зоны орбитальные периоды планет в обитаемой зоне составляют всего 10-20 земных суток, что позволяет быстрее набирать статистику (например, за год планета успеет сделать несколько оборотов вокруг своей звезды, что облегчит выделение из шумов слабого RV-сигнала, наведенного маломассивной планетой).

Обширная программа наблюдений близких красных карликов уже много лет ведется на Южно-Европейской обсерватории в Ла Силья, Чили. Замеры лучевой скорости звезд делаются с помощью спектрографа HARPS. С помощью этого обзора была открыта планета у ближайшей к Солнцу звезды – Проксима b.

8 ноября 2017 года на сайте Южно-Европейской обсерватории была опубликована статья, посвященная открытию планеты у близкого красного карлика Ross 128. За 11 лет (с 26 июля 2005 года по 26 апреля 2016 года) было получено 157 замеров лучевой скорости этой звезды. Также Ross 128 в течение 82 суток наблюдал космический телескоп им. Кеплера в рамках 1-й наблюдательной кампании.

Ross 128 (FY Девы, GJ 447, HIP 57548) – красный карлик спектрального класса M4 V, удаленный от нас на 3.3806 ± 0.0064 пк. Его масса оценивается в 0.168 ± 0.017 солнечных масс, радиус – в 0.197 ± 0.008 солнечных радиусов, светимость составляет всего 0.36 ± 0.4% солнечной светимости. Судя по низкой скорости вращения (звезда делает один оборот вокруг своей оси за ~121 земных суток) и умеренному уровню активности возраст Ross 128 превышает 5 млрд. лет.

Ross 128 является ближайшей к нам звездой из созвездия Девы и 13-й в списке ближайших к Солнцу звезд и субзвездных объектов.

Минимальная масса (параметр m sin i) планеты Ross 128 b составляет всего 1.33 ± 0.2 масс Земли. Планета вращается вокруг родительской звезды по близкой к круговой орбите (эксцентриситет 0.06 ± 0.09) на среднем расстоянии 0.049 ± 0.002 а.е. и делает один оборот в 9.86 ± 0.01 земных суток. Освещенность на орбите Ross 128 b в 1.38 раз больше, чем на орбите Земли, таким образом, ее температурный режим оказывается промежуточным между температурными режимами Земли и Венеры. С учетом большей массы планета скорее является аналогом Венеры, чем аналогом Земли.

К сожалению, Ross 128 b не транзитная – фотометрия звезды, полученная «Кеплером», исключает транзиты планеты даже с радиусом 0.5 радиусов Земли.

Открытие планеты у звезды Ross 128 подтверждает широчайшую распространенность маломассивных планет у красных карликов.

Источник: https://www.eso.org/public/archives/releases/sciencepapers/eso1736/eso1736a.pdf