Среда, 24.04.2024

< KELT-19A b: транзитная планета у A-звезды на ретроградной орбите
25.09.2017 22:25 Давность: 7 yrs
Категория: Малые тела

Комета или астероид? «Хаббл» открыл уникальный двойной объект

Один из астероидов Главного пояса оказался двойным кометным ядром. Соответствующее исследование было опубликовано на прошлой неделе в журнале Nature.

Астероид 300163 (2006 VW139) был открыт в ноябре 2006 года обзором Spacewatch – проектом НАСА, предназначенным для поиска астероидов. В ноябре 2011 года обзор Pan-STARRS обнаружил у этого астероида признаки кометной активности, и ему было присвоено также «кометное» обозначение 288P.

Астероид находится в Главном поясе. Он вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите с большой полуосью 3.05 а.е. и эксцентриситетом 0.2, и делает один оборот за 5.32 земных лет. Расстояние между этим объектом и Солнцем меняется от 2.44 а.е. в перигелии до 3.66 в афелии, его орбита наклонена к эклиптике на 3.24°.

В сентябре 2016 года 2006 VW139 прошел перигелий своей орбиты. Незадолго до этого момента его наблюдал космический телескоп им. Хаббла. «Хаббл» не только подтвердил, что объект проявляет кометную активность, но и обнаружил его двойственность – 2006 VW139 состоит из двух обломков примерно одинаковых размеров и массы, разделенных расстоянием около 100 км. Таким образом, 2006 VW139 стал первой двойной кометой Главного пояса.

Ниже представлен короткий ролик из снимков «Хаббла», полученных в сентябре 2016 года незадолго до прохождения объектом 2006 VW139/288P перигелия. Снимки демонстрируют орбитальное движение компонент вокруг общего центра масс и их кометную активность. Видимое движение хвоста является эффектом проекции из-за изменения угла между Солнцем, Землей и астероидом. На ориентацию хвоста повлияло также изменение размеров выброшенных частиц. Первоначально хвост «указывал» в направлении, где в конце июля в результате вспышки были выброшены сравнительно крупные частицы размерами порядка миллиметра. Однако к 20 сентября хвост «развернулся» в сторону, противоположную Солнцу, т.к. световое давление «сдуло» мелкие частицы размером менее 10 мкм.

Кликните на картинке, чтобы увидеть анимацию.

Кометная активность 2006 VW139 вызвана сублимацией водяного льда. Испаряясь, лед превращается в пар и увлекает за собой пыль, формируя вокруг этого необычного объекта кому и хвост.

По оценкам авторов открытия, двойная система существует в нынешнем виде только около 5 тыс. лет. Скорее всего, раньше это было единое тело, разделившееся в результате быстрого вращения. В дальнейшем расстояние между компонентами увеличивалось благодаря реактивным силам – струи водяного пара создают отдачу и постепенно увеличивают взаимный импульс обоих обломков. Пока не ясно, как долго просуществует эта система и насколько часто в Главном поясе встречаются ее аналоги.

Источники: https://solarsystem.nasa.gov/news/2017/09/20/comet-or-asteroid-hubble-discovers-that-a-unique-object-is-a-binary