Пятница, 29.03.2024

< Полярные сияния на Юпитере загадывают новую загадку
08.09.2017 23:00 Давность: 7 yrs
Категория: Солнце, Земля

Подборка новостей о вспышках на Солнце и магнитной буре

В течение последних нескольких дней на Солнце произошла серия мощных вспышек. Корональный выброс, направленный в сторону Земли, вызвал сильную магнитную бурю.

На Солнце 7 сентября произошла новая мощная вспышка. Об этом сообщила Лаборатория рентгеновской астрономии Солнца Физического института РАН имени Лебедева со ссылкой на данные спутника GOES-15. График вспышечной активности Солнца опубликован на сайте организации.

Явление зафиксировано в промежутке между 17.00 мск и 18.00 мск. Вспышке присвоен наивысший класс активности – Х.

Днем ранее, 6 сентября, на Солнце произошла наиболее крупная за последние 12 лет вспышка.

Ученые отметили, что произошедшее — закономерный итог изменений в солнечной короне.

Изображения вспышки, которой была присвоена категория X9.3, были получены Обсерваторией солнечной динамики NASA (Solar Dynamics Observatory). В американском космическом агентстве отметили, что вспышка последовала вслед за другой, значительно менее мощной — той был присвоен балл X2.2.

Вспышка на Солнце вызвала мощнейщую магнитную бурю на Земле

Облако плазмы, выброшенное Солнцем во время мощнейшей вспышки в минувшую среду, в пятницу утром достигло Земли и породило мощнейшую магнитную бурю 4 уровня, сообщил главный научный сотрудник ФИАН Сергей Богачев.

"Облако плазмы от Солнца пришло к орбите нашей планеты около 2 часов ночи по московскому времени, примерно на 12 часов раньше ожидаемого срока. Это означает, что его скорость превысила ожидавшуюся в 1,5 раза, и удар по Земле произведен с большей мощностью, чем ожидалось. Направление магнитного поля выброса, исходя из данных прибора ACE, является неблагоприятным для нашей планеты — поле направлено противоположно земному и в настоящий момент "сжигает" линии поля Земли", — пояснил ученый.

Вчера в примерно три часа дня по Москве на Солнце произошла чрезвычайно сильная вспышка класса Х9.3, самое мощное событие такого рода за последние 12 лет. Как изначально предполагали ученые, корональный выброс, связанный с этим событием, должен был быть направлен на Землю, однако точных данных у них не было.

Позже данные со спутников НАСА показали, что корональный выброс был направлен на Землю, и что его последствия могут разниться от относительно безобидных до потенциально опасных.

Оказалось, что ближе к истине были негативные прогнозы – по словам Богачева, сейчас на Земле началась мощнейшая магнитная буря четвертого класса, чья сила примерно в десять раз выше, чем изначально ожидали ученые. Буря, как отмечают специалисты ФИАН, охватит всю планету и уже сейчас на ночной стороне Земли наблюдаются сильные полярные сияния на высоких и средних широтах.

Бури такого уровня происходят относительно редко — в среднем, за один солнечный цикл, длящийся 11 лет, происходит примерно сто событий такого типа. Магнитные бури высшей категории опасности случаются еще реже, 4 раза за один цикл.

На Солнце произошла новая сильнейшая вспышка

Новая мощная вспышка, относящаяся к максимальному классу X, произошла на Солнце, пик солнечной активности пришелся на 11:00 мск в пятницу, следует из графика солнечной активности Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института Академии наук (ФИАН).

Ранее представитель ФИАН сообщил, что на Земле происходит магнитная буря уровня четыре по пятибалльной шкале. Ее сила примерно в 10 раз большая, чем предсказывалось. В Канаде, находившейся в тот момент на ночной стороне Земли, наблюдались сильные полярные сияния в высоких и средних широтах. Буря носит планетарный характер.

По данным лаборатории, серия вспышек началась 4 сентября. Сначала произошли пять небольших вспышек класса "М" мощностью в четыре-пять баллов, затем 6 сентября последовала вспышка класса "X" мощностью в 2,2 балла, в тот же день случилась экстремально сильная вспышка X9.3. Ученые отмечают, что произошедшее — закономерный итог изменений в солнечной короне за последние три дня. В этот период в результате взаимодействия двух крупных групп солнечных пятен накапливалась энергия, которая высвободилась в крупной вспышке. В настоящее время последствия этого природного явления трудно предсказать с достаточной точностью.

Вспышка на Солнце не оказала влияния на орбитальную группировку РФ

Мощная вспышка на Солнце, вызвавшая магнитную бурю на Земле, не оказала влияния на российскую орбитальную группировку, сообщили журналистам в четверг в Минобороны РФ.

"Магнитная буря, вызванная вспышкой на Солнце, не оказала негативного воздействия на российскую орбитальную группировку и наземные системы управления космическими аппаратами Космических войск России", – сказали в российском военном ведомстве.

"Дежурные силы наземного автоматизированного комплекса управления выполняют сеансы связи и управления космическими аппаратами российской орбитальной группировки в штатном режиме", – добавили в Минобороны.

Как сообщалось ранее, вспышка на Солнце, произошедшая в 6 сентября, стала самой мощной за последние 12 лет. Ей присвоен балл X9.3 – последняя вспышка такой силы наблюдалась 7 сентября 2005 года. По словам российских ученых, она может привести к отказам космической техники и систем связи, подобные случаи уже зафиксированы в Европе и Америке. Прогнозировалось, что выброс солнечного вещества вызовет сильную магнитную бурю.

Источники: https://ria.ru/science/20170908/1502043065.html