Пятница, 29.03.2024

< Получен верхний предел на количество кислорода в атмосфере Плутона
15.06.2017 23:42 Давность: 7 yrs

Транзитный горячий юпитер HATS-36 b и еще три кандидата

Космический телескоп им. Кеплера в рамках 7-й наблюдательной кампании расширенной миссии K2 получил высококачественную фотометрию 25 транзитных кандидатов, обнаруженных обзором HATSouth. 18 кандидатов оказалось затменно-переменными двойными звездами, 3 кандидата остались в статусе кандидатов, 3 планеты уже были представлены ранее (их свойства удалось существенно уточнить), одна планета анонсируется впервые.

Транзитные планеты наиболее удобны для изучения – транзиты позволяют точно измерять радиусы планет (в долях радиуса звезды) и их орбитальные периоды, а вторичные минимумы – также альбедо и температуру их дневного полушария. Однако геометрическая вероятность транзитной конфигурации низка и тем ниже, чем дальше планета располагается от звезды. Поэтому для поиска транзитных планет необходимо мониторить сразу множество звезд. Сравнительная простота поисков транзитных планет привела к организации множества наземных транзитных обзоров, из которых наиболее успешными являются SuperWASP, HATNet, HATSouth и KELT.

14 июня 2017 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная совместной работе обзора HATSouth и расширенной миссии «Кеплера» K2. 25 транзитных кандидатов, обнаруженных в 2010-2011 годах наземным транзитным обзором HATSouth, попало на 7-ю наблюдательную площадку, которую «Кеплер» мониторил с 4 октября по 26 декабря 2015 года. Высочайшее качество фотометрии космического телескопа позволило идентифицировать 18 транзитных кандидатов как затменно-переменные двойные, 3 осталось в статусе кандидатов, еще 4 оказались планетами. Три из них (HATS-9 b, HATS-11 b, HATS-12 b) уже были представлены ранее, одна (HATS-36 b) представляется впервые.

HATS-36 (EPIC 215969174) – солнцеподобная звезда спектрального класса G0 V, удаленная от нас на 977 ± 42 пк. Ее масса оценивается в 1.135 ± 0.067 солнечных масс, радиус – в 1.186 ± 0.036 солнечных радиусов, светимость примерно в 1.6 раза превосходит солнечную. Возраст звезды составляет 3.4 +1.9/-1.4 млрд. лет.

Кривая блеска этой звезды демонстрирует транзитный сигнал с периодом 4.175238 ± 0.000002 земных суток и глубиной ~1.2%, соответствующей транзитному кандидату радиусом 1.263 ± 0.045 радиусов Юпитера. Проверка планетной природы транзитного кандидата и измерение его массы было проведено методом измерения лучевых скоростей родительской звезды с помощью спектрографа FEROS, установленного на 2.2-метровом телескопе им. Макса Планка (MPG). Всего было получено 16 замеров лучевой скорости с точностью единичного замера 29-56 м/с. Такая низкая точность вызвана тусклостью звезды – ее видимая звездная величина достигает +14.39. Тем не менее, исследователям удалось обнаружить колебания лучевой скорости звезды с нужным периодом и фазой, их полуамплитуда составила 324 ± 45 м/с, что соответствует массе планеты 2.8 ± 0.4 масс Юпитера.

Таким образом, HATS-36 b оказался массивным горячим юпитером. Он вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите (эксцентриситет не превышает 0.294) на среднем расстоянии 0.053 ± 0.001 а.е. (~9.6 звездных радиусов), его эффективная температура оценивается в 1363 ± 40К. Средняя плотность планеты составляет 1.72 ± 0.29 г/куб.см.

Планета HATS-36 b (показана красным цветом) на плоскости «масса – средняя плотность» на фоне других транзитных экзопланет.

Высокое качество фотометрии «Кеплера» позволило также существенно уточнить параметры уже известных планет (HATS-9 b, HATS-11 b и HATS-12 b).