Среда, 08.05.2024

< На пути к Марсу
13.06.2017 23:36 Давность: 7 yrs
Категория: Система Марса

Минералы у подножия горы Шарпа говорят о резких климатических изменениях

Марсоход Curiosity обнаружил богатое разнообразие горных пород в самом нижнем слое горы Шарпа, что означает, что свойства вод заметно менялись с течением времени. Соответствующее исследование было опубликовано в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Curiosity совершил посадку на Марс в августе 2012 года, к концу 2014 года марсоход добрался до подножия горы Шарпа. Горные породы, слагающие ее самый нижний слой, откладывались на дне пресноводного озера около 3.5 млрд. лет назад. Инфракрасные спектры, полученные с орбиты, показали неожиданное разнообразие минералов в этой области, что означает, что условия там резко менялись. Ученые из отдела ARES Космического центра им Джонсона (Хьюстон) представили доклад об анализе четырех проб, взятых в самом нижнем слое горы Шарпа. Три пробы были взяты в холмах Парампа (Pahrump Hills), еще одна – в местечке Buckskin. Горные породы всех четырех проб сформировались в присутствии жидкой воды.

Как оказалось, воды древнего озера отличались различными показателем кислотности pH и окислительно-восстановительным потенциалом.

Нам самом нижнем уровне горы Шарпа располагаются магматические породы, богатые магнием и железом и напоминающие базальты Гавайских островов. Выше лежат минералы, более богатые кремнеземом. В образце Telegraph Peak ученые обнаружили кварц, а в образце Buckskin – тридимит (tridymite). На Земле тридимит находят в осадочных породах, подвергшихся частичному расплавлению, и в континентальной коре, – что очень странно, потому что на Марсе никогда не было тектоники плит. В образцах Confidence Hills и Mojave 2 были найдены глинистые минералы, которые формируются в нейтральной воде (с pH ~ 7). Однако там же был обнаружен и минерал ярозит (jarosite) – соль, откладывающаяся в кислых растворах! Наличие в одном и том же месте и глин, и ярозита говорит о том, что кислотность воды там сильно менялась.

Степень окисления ионов железа в минералах также заметно меняется. На самом нижнем уровне железо входит в состав гематита, выше – только в состав магнетита. Степень окисления железа в найденных минералах говорит исследователям о том, насколько окислительной была эта среда в древности.

Путь марсохода Curiosity через холмы Парампа в 2014-2015 годах. Синими кружками показаны места отбора проб.

Полноразмерное изображение

Авторы рассмотрели две гипотезы, объясняющие это минералогическое разнообразие. Одна из них уже была недавно предложена – она заключается в стратиграфии вод древнего озера (более окислительные условия складывались у поверхности, на мелководье, более восстановительные – на глубине). Другую гипотезу предложили авторы – возможно, ярозит и гематит образовались уже после высыхания первоначального озера, когда местность подтапливали кислые, с высокой степенью окисления грунтовые воды. В этом случае условия в пресноводном озере и в почве, насыщенном грунтовыми водами, будет совершенно разными (но микробы могут существовать и там, и там).

Пока неясно, объясняются ли эти перемены постепенным общим иссушением марсианского климата, или они происходили локально по причинам местного характера. Авторы исследования надеются, что дальнейшее движение марсохода Curiosity в гору Шарпа поможет ответить на этот вопрос.

Источник: https://www.nasa.gov/feature/jpl/nasa-finds-evidence-of-diverse-environments-in-curiosity-samples