Пятница, 26.04.2024

< Новый взгляд на место посадки Opportunity
25.04.2017 23:29 Давность: 7 yrs

В распределении по радиусам небольших планет обнаружен резкий провал

Обнаружен дефицит планет с радиусами от 1.5 до 2 радиусов Земли и орбитальными периодами короче 100 земных суток.

Космический телескоп им Кеплера обнаружил около 4.5 тысяч транзитных кандидатов, из которых более 2300 уже подтверждены как планеты. Оказалось, что радиусы большинства обнаруженных планет лежат в интервале от 1 до 3.9 радиусов Земли – иначе говоря, они имеют размеры, промежуточные между размерами Земли (самой крупной планеты земного типа) и Нептуна (самой компактной планеты-гиганта). По иронии судьбы планет самых распространенных размерных классов в Солнечной системе нет.

Что из себя представляют эти планеты? Являются ли они массивными аналогами Земли, мини-нептунами – небольшими аналогами Урана и Нептуна, или может быть, чем-то третьим? Измерение масс некоторых планет «Кеплера» с промежуточными радиусами, проведенное методом измерения лучевых скоростей родительских звезд, показало, что большинство планет с радиусами более 1.6 радиусов Земли имеют низкую среднюю плотность, а значит, окутаны протяженной водородно-гелиевой атмосферой. Напротив, планеты с радиусами меньше 1.6 радиусов Земли, как правило, имеют железокаменный состав.

Теория образования планет путем аккреции на ядро естественным образом объясняет этот переход. Сначала в протопланетном диске из ледяной и каменной пыли формируется планетный эмбрион. Когда его размеры превышают ~1.6 радиусов Земли, его масса становится достаточной для захвата из протопланетного диска водорода и гелия, и планета быстро окружает себя протяженной газовой оболочкой, мало изменяющей ее массу, но резко увеличивающей радиус. В отдельных случаях (например, если газа в диске еще много) масса оболочки многократно превышает массу планетного эмбриона, и формируется газовый гигант. Если же газа в области питания планеты мало, образуется нептун или мини-нептун.

Многие модели, учитывающие фотоиспарение протяженной атмосферы мини-нептунов жестким излучением и вспышечной активностью молодой звезды, предсказывают зазор в распределении по радиусам небольших планет. 30 марта 2017 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная наблюдательному изучению этого вопроса. Авторы отобрали среди звезд каталога KOI звезды ярче +14.2 звездной величины с эффективной температурой от 4700 до 6500К, выбросили оттуда звезды-гиганты, звезды с планетами, чей орбитальный период превышает 100 земных суток, а также звезды с планетами, чей прицельный параметр превышал 0.7 (т.е. проходящими по самому краю звездного диска). Благодаря наблюдениям на Кеке с помощью спектрографа HIRES радиусы звезд выборки были определены с точностью ~10%, массы – с точностью ~5%, а радиусы транзитных планет – с точностью ~11%.

Если сначала в выборке было 2025 транзитных кандидатов, то после всех удалений и чисток их осталось всего 900. И все равно – на гистограмме распределения планет по размерам рисовался явный зазор в области около 1.8 радиусов Земли.

Распределение по размерам планетных кандидатов из каталога KOI. Авторы последовательно убирают ложнопозитивы, слишком тусклые звезды (с Kp > 14.2), планеты с большим прицельным параметром b, с орбитальными периодами длиннее 100 земных суток, планеты проэволюционировавших звезд и планеты звезд за пределами интервала температур 4700-6500К. И всякий раз на гистограмме проявляется провал в количестве планет с радиусами ~1.8 радиусов Земли, глубина которого только увеличивается по мере чистки выборки.

При этом на распределении родительских звезд по радиусам (оно приводится в статье) никакого провала нет.

Ниже показано распределение распространенности планет разных радиусов, приведенное к одной звезде, для планет с орбитальными периодами короче 100 земных суток. Видно, что провал в распределении планет по размерам достаточно глубок (более чем двукратный). Для планет с радиусами менее 1.14 радиусов Земли (показаны серым цветом) данные «Кеплера» становятся существенно неполными – для планет таких размеров эффективность обнаружения падает ниже 25%.

Распределение распространенности планет разных радиусов, приведенное к одной звезде.

Распространенность «суперземель» (планет с радиусами 1-1.75 радиусов Земли) и «мини-нептунов» (планет с радиусами 1.75-3.5 радиусов Земли) оказывается сравнимой – авторы исследования оценили их отношение в 1.1 ± 0.3.

Источник: https://arxiv.org/pdf/1703.10375.pdf