Пятница, 26.04.2024

< Запуск микроспутника "Чибис-АИ" для изучения высотных молний отложен до 2020 года
24.04.2017 23:23 Давность: 7 yrs

OGLE-2013-BLG-1761L b: массивная планета у далекого красного карлика

Методом гравитационного микролинзирования обнаружена планета массой ~2.8 масс Юпитера у красного карлика массой ~0.33 солнечных масс.

Гравитационное микролинзирование – уникальный метод поиска экзопланет, позволяющий обнаруживать холодные маломассивные планеты далеко за снеговой линией своих звезд. Он в состоянии находить планеты у коричневых карликов и даже свободно плавающие планеты, не принадлежащие какой-либо звезде. Однако у этого метода есть важный недостаток – неоднозначность решения. Одну и ту же кривую блеска фоновой звезды могут описать несколько (обычно – четыре) решения для системы-линзы. Чтобы выбрать среди них одно истинное, как правило, необходимы или плотные ряды наблюдений и доля везения, или дополнительные исследования.

22 марта 2017 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная анализу события микролинзирования OGLE-2013-BLG-1761. Кривая блеска этого события говорит о двойственности линзы и о малом отношении масс (q = (7.5-9.3)·10-3), т.е. линза является системой звезда + планета. Однако из-за плохой погоды было получено сравнительно малое количество фотометрических замеров в момент особенности, вызванной влиянием планеты. Это, в свою очередь, привело к большим погрешностям в определении параметров системы-линзы.

Событие микролинзирования OGLE-2013-BLG-1761 было обнаружено обзором OGLE 4 сентября 2013 года. 26 сентября его независимо обнаружил обзор MOA под именем MOA-2013-BLG-651. Фотометрические замеры проводились обзором OGLE раз в час, обзором MOA – раз в 15 минут. 30 сентября 2013 года на кривой блеска была зафиксирована аномалия, говорящая о двойственности линзы. Однако на следующую ночь провести наблюдения не удалось ни тому, ни другому обзору.

Кривая блеска фоновой звезды во время события микролинзирования OGLE-2013-BLG-1761/ MOA-2013-BLG-651. Из-за плохой погоды не удалось провести наблюдения 1 октября 2013 года и определить, какое из решений, «тесное» или «широкое», лучше описывает систему-линзу.

После совместного анализа полученных данных исследователи пришли к выводу, что система-линза представляет собой или красный, или поздний оранжевый карлик массой 0.33 +0.32/-0.18 солнечных, рядом с которым находится планета-гигант массой 2.8 +2.5/-1.8 масс Юпитера. В момент наблюдения планету и звезду разделяло расстояние 1.8 ± 0.5 а.е. (в проекции на небесную сферу). Считая орбиту планеты круговой, а ее ориентацию относительно луча зрения – случайной, авторы нашли расстояние между планетой и звездой (в пространстве) равным 2.2 +1.2/-0.7 а.е. Система OGLE-2013-BLG-1761L удалена от нас на 6.9 +1.0/-1.2 кпк, т.е. находится в балдже Галактики.

Будущие наблюдения звезды-линзы с помощью «Хаббла» или 10-метровых телескопов обсерватории им. Кека позволят или прямо измерить ее блеск и оценить массу (а значит, и массу планеты), или наложить на обе эти величины сильные верхние пределы.