Четверг, 02.05.2024

< «Волшебные острова» в озерах Титана вызваны всплывающими пузырьками
22.03.2017 00:24 Давность: 7 yrs

В окутанной облаками атмосфере горячего сатурна WASP-52 b обнаружен натрий

Трансмиссионный спектр транзитного горячего сатурна WASP-52 b показал наличие в атмосфере планеты высоких облаков и натрия.

Главной причиной непрозрачности атмосфер горячих гигантов в температурном диапазоне 960-1740К являются линии натрия и калия. При таких температурах оба щелочных металла находятся в газообразном состоянии, их молекулы одноатомные. Трансмиссионная спектроскопия (измерение глубины транзитов в зависимости от длины световой волны) позволила обнаружить натрий и калий в атмосферах многих горячих юпитеров.

28 августа 2015 года группа испанских астрономов под руководством G. Chen наблюдала транзит горячего сатурна WASP-52 b с помощью инструмента OSIRIS, установленного на 10.4-метровом телескопе Gran Telescopio Canarias (GTC). Наблюдения велись в диапазоне 515-905 нм за исключением области 755-765 нм, где находится сильная теллурическая полоса кислорода.

WASP-52 b – рыхлая планета, удобная для спектральных наблюдений: ее масса оценивается в 0.43 масс Юпитера, радиус – в 1.25 радиусов Юпитера. Планета вращается вокруг оранжевого карлика спектрального класса K2 V на расстоянии 7.14 звездных радиусов и делает один оборот за 1.75 земных суток, ее эффективная температура составляет 1315К.

Трансмиссионный спектр WASP-52 b выглядит почти плоским и лишенным деталей, за исключением узкой линии натрия – в лучах с длиной волны 589.3 нм отношение радиуса планеты к радиусу звезды Rp/Rstar достигло 0.1717 ± 0.003, что существенно больше, чем в лучах с другой длиной волны (0.1608). Достоверность обнаружения натрия в атмосфере WASP-52 b составила 3.6 сигма. Также были обнаружены слабые линии калия, но достоверность их обнаружения (2.2 сигма) авторы исследования посчитали недостаточной для каких-либо определенных выводов.

Трансмиссионный спектр планеты WASP-52 b. Черными квадратами показаны замеры, полученные с помощью OSIRIS. Голубой линией показан теоретический трансмиссионный спектр планеты с солнечным содержанием тяжелых элементов, лишенной облаков, нагретой до 1300К. Красной пунктирной линией показан «плоский» трансмиссионный спектр с Rp/Rstar = 0.1608. Зеленой линией показан теоретический трансмиссионный спектр планеты с солнечным содержанием тяжелых элементов и с облаками на уровне давления 1 миллибар.

Лучше всего полученные данные описывает модель атмосферы солнечного химического состава с облаками на уровне давления 1 миллибар, причем частицы облаков сравнительно крупные (рэлеевского рассеяния не обнаружено). С ростом высоты температура атмосферы растет с градиентом 0.88 ± 0.65 К на км. Аналогичный градиент есть в атмосферах горячих юпитеров HD 209458 b, HD 189733 b и WASP-49 b.