Суббота, 20.04.2024

< Пан Пельмень
13.03.2017 00:32 Давность: 7 yrs
Категория: Луна, Технологии

Радары НАСА обнаружили потерянный лунный зонд

Радарные станции НАСА обнаружили на орбите Луны потерянный восемь лет назад индийский зонд "Чандраян-1", обнаруживший первые следы воды в темных кратерах на спутнице Земли, сообщает Лаборатория реактивного движения НАСА.

"Используя наземные радары, нам удалось найти зонд НАСА LRO и индийский аппарат "Чандраян-1" на лунной орбите.  Найти LRO было достаточно просто, так как мы знали его положение и постоянно работали с навигаторами миссии для уточнения его орбиты. Поиски "Чандраяна-1" потребовали целого детективного расследования, так как последний раз с ним с Земли связывались в августе 2009 года", — заявила Марина Брозович (Marina Brozovic) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США).

Зонд "Чандраян-1" стал первым проектом Индийской организации космических исследований (ISRO), который покинул орбиту Земли и отправился изучать иные планеты. Его запустили к Луне в октябре 2008 года. Зонд проработал около года, внезапно потеряв связь с центром управления полетов 29 августа 2009 года после серии проблем с перегревом и выходом из строя датчиков положения.

Несмотря на короткий срок жизни, "Чандраян-1" успел совершить ряд открытий на Луне, сбросить на нее спускаемый аппарат MIP для поиска следов воды в кратере Шеклтона на южном полюсе спутника, и получить массу фотографий поверхности. Данные, полученные "Чандраяном-1", впервые однозначно показали, что на Луне могут сохраняться значительные запасы воды, делающие ее более пригодной для колонизации и постройки лунных баз.

Предполагаемая траектория полета зонда Чандранаян-1.

Как рассказывает Брозович, ученые и инженеры НАСА давно работают над созданием приборов и компьютерных алгоритмов, которые могли бы находить исправные и неисправные спутники и другие небольшие объекты на орбите Земли или Луны. Сегодня в окрестностях  Земли и ее спутницы скопилось много "космического мусора", манеру движения которого необходимо знать для безопасной отправки астронавтов, спутников и грузов на МКС, Луну и околоземную орбиту.

Брозович и ее команда решили проверить наработки в этом направлении, попытавшись найти "Чандраян-1". Поиски индийского зонда затруднял его крайне малый размер – он представляет собой куб размерами 1,5 метра на 1,5 метра. Кроме того, на поверхности Луны есть множество гравитационных аномалий,  влияющих на орбиту зондов и мешающих их обнаружению с Земли.

В конечном итоге, ученые НАСА воспользовались тем, что "Чандраян-1" вращался по полярной орбите, постоянно пролетая над южным и северным полюсом Луны. Наблюдая за северным полюсом Луны на протяжении нескольких дней при помощи системы дальней космической связи НАСА в Калифорнии, ученые заметили, что примерно раз в два часа над полюсом Луны пролетает некий небольшой объект, похожий по размерам на "Чандраян-1".

Радарные снимки зонда "Чандранаян-1".

Наблюдая за "неопознанным объектом" на протяжении трех месяцев, специалисты НАСА подтвердили, что его орбита оставалась стабильной и что он,  с большой долей вероятности, действительно является первым индийским лунным зондом. Конечно, оживить его сегодня невозможно, но подобные поиски и наблюдения за другими космическими аппаратами и луноходами на поверхности спутницы Земли могут раскрыть тайны их поломки или помочь ученым устранять будущие неполадки.

Оригинальная новость: https://www.jpl.nasa.gov/news/news.php?feature=6769