Пятница, 29.03.2024

< Газ роет каналы
01.02.2017 00:23 Давность: 7 yrs
Категория: Луна, Земля

Астрономы нашли кислородные "следы" земной жизни на Луне

Поверхность Луны содержит гигантское количество кислорода, выработанного земными растениями и микробами и впоследствии "выдранного" из атмосферы Земли солнечным ветром, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

В последние годы ученые начали активно обсуждать гипотезу панспермии – идею того, что жизнь могла быть занесена на Землю или другие планеты из космоса. Ее в 1903 году сформулировал известный шведский химик Сванте Аррениус, однако до недавнего времени ее никто не рассматривал всерьез.

Ситуация несколько поменялась после экспериментов на борту российских биоспутников серии "Бион-М", на практике доказавших возможность выживания микробов при падении метеорита на Землю. Кроме того, американские ученые показали, что окаменелые останки земной жизни могли быть "выбиты" с поверхности Земли астероидами и выброшены в космос, откуда они могли попадать в прошлом на Луну, Марс и другие планеты.

Кентаро Терада (Kentaro Terada) из университета Осаки (Япония) и его коллеги нашли первые возможные следы жизни на Луне, изучая данные, собранные японским лунным зондом "Кагуя" во время его работы на орбите спутницы Земли.

Как рассказывают ученые, в апреле 2008 года "Кагуя" оказался в необычной точке орбиты – он находился фактически на прямой линии, пересекавшей Солнце, Землю, сам зонд и Луну, расположенную за ним. Это позволило японским планетологам впервые проследить за тем, как взаимодействие солнечного ветра – потока горячей плазмы, выбрасываемой светилом, – с атмосферой Земли могло влиять на Луну в прошлом и влияет сегодня.

Замеры, проведенные при помощи ионных датчиков "Кагуйи", неожиданным образом показали, что солнечный ветер, несмотря на то, что Земля защищена от него мощным магнитным "щитом", уносит большое количество ионов и молекул кислорода из атмосферы.

Доли тяжелых и легких изотопов, а также степень окисления ионов, по словам ученых, безошибочно выдают в них типично земной кислород, причем кислород биогенного происхождения, синтезированный микробами, водорослями или растениями. Подобное открытие, как рассказывает Терада, объяснило одну из самых старых загадок Луны.

По словам ученых, первые же замеры состава лунного грунта показали, что в нем содержится много "тяжелого" кислорода, которого должно быть крайне мало в плазме солнечного ветра. Оказалось, его источником является Земля, чья атмосфера "бомбардирует" Луну большим количеством кислорода каждый раз, когда наша планета закрывает Луну от Солнца.

В общей сложности, по подсчетам авторов статьи, за 4,4 миллиарда лет, минувших с рождения планет Солнечной системы, на Луну попало около 106 миллионов тонн земного кислорода. Как подчеркивают ученые, это очень консервативная оценка, так как в прошлом Земля и Луна были ближе друг к другу, а магнитный щит Земли не был таким сильным.

Изучение кислорода на Луне, как отмечают ученые, может помочь узнать, как была устроена атмосфера Земли в прошлом, выяснить, когда появились первые фотосинтезирующие организмы и как менялась концентрация главного элемента жизни в последние несколько миллиардов лет.

Оригинальная новость: http://www.nature.com/articles/s41550-016-0026