Пятница, 26.04.2024

< Горячий юпитер у звезды типа Т Тельца TAP 26
01.02.2017 00:06 Давность: 7 yrs
Категория: Сатурн

Кольца Сатурна вблизи

На сайте миссии «Кассини» опубликованы первые снимки главных колец Сатурна, полученные с беспрецедентно высоким разрешением (до 340 метров на пиксель).

В конце ноября 2016 года КА «Кассини» перешел на «орбиты, царапающие кольцо». До конца апреля 2017 года аппарат должен сделать 20 витков по этим орбитам, а затем совершит гравитационный маневр в поле притяжения Титана и перейдет на еще более экстремальные орбиты Великого Финала. Движение по «орбитам, царапающим кольцо», позволяет получать снимки колец с недостижимым ранее качеством.

Снимки демонстрируют сложную структуру колец, включающую в себя волны плотности, а также такие особенности, как «солому» и «пропеллеры».

Волны плотности (видны в левой части первого кадра) возбуждаются гравитационным влиянием на частицы кольца спутников-пастухов Януса и Эпиметея. В других местах кольца волны плотности возбуждаются гравитационным влиянием Пана.

Волны плотности в кольце А. Снимок был получен узкоугольной камерой КА «Кассини» 18 декабря 2016 года с расстояния 56 тыс. км в видимых лучах, разрешение снимка – 340 метров на пиксель.
Часть кольца B. Снимок был получен широкоугольной камерой КА «Кассини» 18 декабря 2016 года с расстояния 51 тыс. км в видимых лучах, разрешение снимка – 360 метров на пиксель. Показана не освещенная сторона колец. Для сохранения мельчайших деталей снимок не был обработан алгоритмом, удаляющим с кадра следы, оставленные космическими лучами и заряженными частицами из магнитосферы Сатурна.

На снимках кольца A исследователи обнаружили многочисленные «пропеллеры» – яркие узкие сгущения, по форме действительно напоминающие пропеллер. Ученые полагают, что «пропеллеры» возникают под действием сил притяжения со стороны маленьких спутничков, внедренных в кольца и пока не обнаруженных на снимках. «Пропеллеры» в кольцах обнаруживались и раньше, но здесь их очень много, и они примерно в десять раз меньше крупных «пропеллеров».

Волны плотности (видны в левой части кадра) возбуждаются гравитационным взаимодействием частиц кольца со спутником-пастухом Прометеем (резонанс 12:11).

Пропеллеры в кольце A (обведены белыми окружностями). Резкие белые штрихи на снимке – следы воздействия космических лучей.

Обработанный снимок с удаленными следами космических лучей

Еще более интересных данных команда «Кассини» ожидает от сближения космического аппарата с внутренними кольцами, находящимися рядом с планетой.

Источники: https://saturn.jpl.nasa.gov/news/2993/close-views-show-saturns-rings-in-unprecedented-detail/