Воскресенье, 28.04.2024

< Ученые просят Роскосмос вернуть фундаментальные исследования в космическую программу
27.12.2016 00:17 Давность: 7 yrs

OGLE-2014-BLG-0676L b: холодный гигант у оранжевого карлика

Методом гравитационного микролинзирования обнаружена планета-гигант массой ~3.1 масс Юпитера, удаленная от своей звезды на ~4.4 а.е.

Методом гравитационного микролинзирования открыто не так много планет (44, согласно статистике, представленной в Экзопланетном архиве НАСА), но эти планеты интересны тем, что в подавляющем большинстве расположены за снеговой линией своих звезд, в области параметров, почти недоступных для других методов поиска. Метод гравитационного микролинзирования единственный позволяет обнаруживать холодные планеты – температурные аналоги Урана и Нептуна.

13 декабря 2016 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная открытию массивной планеты-гиганта у оранжевого карлика OGLE-2014-BLG-0676L. Событие микролинзирования OGLE-2014-BLG-0676 было замечено 26 апреля 2014 года микролинзовым обзором OGLE, через три дня его независимо обнаружил обзор MOA под именем MOA-2014-BLG-175. Позже к наблюдениям этого события подключились сети автоматических телескопов RoboNET, MiNDSTEp и 1-метровый телескоп обсерватории WISE. Кривая блеска фоновой звезды показала два явных максимума, что привело к выводу о двойственной природе линзы. Отношение масс компонентов линзы q = (4.78 ± 0.13)·10-3 означает, что маломассивный компонент пары является планетой.

Микролинзовый параллакс для данного события измерить не удалось, поэтому параметры линзы оценены с большими погрешностями. Масса звезды-линзы оценивается в 0.62 +0.20/-0.22 солнечных масс, т.е. скорее всего звезда-линза является оранжевым карликом. Масса планеты составляет 3.1 +1.0/-1.1 масс Юпитера – перед нами газовый гигант. В момент наблюдений звезду и планету разделяло расстояние 4.40 +2.16/-1.46 а.е., таким образом, температурный режим планеты является средним между температурными режимами Сатурна и Урана. Система удалена от нас на 2.22 +0.96/-0.83 кпк.

Звезда-источник (красный карлик из балджа) и звезда-линза движутся друг относительно друга с угловой скоростью 4.33 ± 1.43 угловых миллисекунд в год. К концу 2017 года они разойдутся на небесной сфере достаточно, чтобы их мог разрешить космический телескоп им. Хаббла. Впрочем, год можно и не ждать – звезда-линза гораздо ярче звезды-источника, поэтому даже сейчас основной вклад в излучение этой пары будет вноситься именно линзой. Наблюдения звезды-линзы на крупнейших наземных телескопах, оснащенных системами адаптивной оптики, уже сейчас способны измерить ее блеск и существенно уточнить параметры всей системы.