Пятница, 29.03.2024

< КА MAVEN отметил первый марсианский год на орбите Красной планеты
06.10.2016 00:27 Давность: 7 yrs
Категория: Системы планет гигантов, Сатурн

Ученые: еще на одной луне Сатурна может скрываться подледный океан

Новые данные с зонда "Кассини" показывают, что Диона, спутник Сатурна, может обладать подледным океаном, расположенным на глубине в 100 километров от ее поверхности. Это расширяет число "океанических" лун Сатурна до трех, говорится в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

Диона, спутник Сатурна.

"Как и Энцелад, Диона "качается" при движении по своей орбите, причиной чего служит ее подледный океан, однако "Кассини" не видит этих либраций из-за того, что ему не хватает чувствительности. Следующая миссия к Сатурну сможет это проверить. Океан на Дионе, как мы считаем, существовал с момента ее формирования, что оставляет высокие шансы на зарождение жизни в нем", — заявил Антони Тринх (Antony Trinh) из Королевской обсерватории Бельгии в Брюсселе.

Когда зонд "Кассини" прибыл в систему Сатурна, он сразу обнаружил следы геологической активности и гейзеры на поверхности Энцелада, одного из спутников планеты-гиганта, которые указали на наличие подледного океана на этой луне. Впоследствии, в 2011 и в 2012 годах, другие данные с "Кассини" помогли ученым обнаружить подповерхностный океан на Титане, другом спутнике Сатурна с самым "земным" климатом и обликом среди всех планет Солнечной системы.

Тринх и его коллеги, открывшие океан Титана "на кончике пера" в апреле 2011 года, добавили к их числу еще одну луну Сатурна, Диону, изучив гравиметрические данные, собранные "Кассини" во время последних пролетов мимо этой планеты.

Как объясняют ученые, наличие океана в недрах планеты меняет то, как она "растягивается" и "сжимается" под действием притяжения того объекта, вокруг которого она вращается (в данном случае – Сатурна).  В результате этого "океанические" планеты начинают особым образом качаться на своей орбите, если смотреть на них со стороны. Сила этих движений, или либраций на языке астрономии, зависит от того, насколько глубок этот подземный океан и как близко к поверхности он подходит.

Бельгийские астрономы смогли засечь подобные "качания" Дионы в данных "Кассини" и подтвердить их наличие для Энцелада, используя новые модели устройства недр подобных лун, учитывающие их пористость и другие важные геологические параметры.

Эти расчеты показали, что Диона должна обладать глобальным подземным океаном глубиной в 65 километров, который скрывается под толстой "шубой" из льда толщиной в примерно 100 километров, для того, чтобы объяснить те странности в гравиметрических данных, которые были зафиксированы "Кассини".

Зонд НАСА не смог напрямую увидеть океан Дионы по той причине, что порождаемые им либрации крайне малы – его присутствие заставляет планету качаться в стороны всего на 50 метров, что инструменты "Кассини" просто не могут увидеть. Как полагают ученые, будущие миссии НАСА и других космических агентств будут обладать достаточной чувствительностью для проверки этого предположения.

На этом перечень "океанических" лун Сатурна может не заканчиваться – относительно недавно астрономы из США обнаружили признаки того, что Мимас, "звезда смерти" Солнечной системы и  ближайшая к Сатурну планета, может так же таить в себе подледный океан. Как надеются планетологи, новые данные с "Кассини", которому осталось проработать на орбите Сатурна менее года, помогут понять, так ли это или нет.

Оригинальная статья: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/2016GL070650/abstract