Пятница, 26.04.2024

< «Кассини» обнаружил на Титане «невозможное» облако
24.09.2016 00:52 Давность: 8 yrs
Категория: Земля

Уровень кислорода в атмосфере упал на 0,7% за последний миллион лет

Уровень кислорода в атмосфере Земли снизился почти на 1% за последние 800 тысяч лет, обнаружили специалисты Принстонского университета (США), изучив глубинные образцы древнего льда из Гренландии и Антарктиды. Исследование учёных опубликовано в журнале Science.

Колебание уровня кислорода в земной атмосфере в ходе эволюции – вполне нормальное явление. Например, во время каменноугольного периода, 350-300 миллионов лет назад, этот показатель составлял не 21%, как сегодня, а 35%. Благодаря этому на планете процветали метровые хищные стрекозы, трехметровые ядовитые многоножки и гигантские пауки размером с собаку.

В конце пермского периода концентрация кислорода могла резко понижаться в связи с различными геологическими феноменами, что вызывало массовые вымирания и перестройки экосистем.

Чтобы проверить популярные сегодня идеи о том, что уровень кислорода сейчас постепенно снижается, в том числе благодаря сжиганию ископаемых углеводородов, исследователи изучили пробы льда, извлечённые из ледников Гренландии и Антарктиды возрастом свыше 800 тысяч лет. Учёных интересовало содержимое небольших пузырьков воздуха, «замурованных» внутри ледовой толщи.

Химический и изотопный состав этого древнего воздуха показал, что  800 тысяч лет назад доля кислорода в атмосфере Земли составляла не 20,95%, как сегодня, а 21,10%, что на 0,7% больше.

Даже столь небольшое различие означает, что некие природные или биологические процессы привели к тому, что литосфера, гидросфера или атмосфера поглощали примерно на 2% больше кислорода, чем они его отдавали, на протяжении последнего миллиона лет.

Учёные пока не могут найти точные причины этого процесса. Определенную роль в этом, по их мнению, могли сыграть отступающие и наступающие льды сменяющих друг друга ледниковых периодов, чье движение привело к обнажению больших площадей пиритов и осадочных пород органического происхождения, хорошо впитывавших кислород. Другая возможная причина — охлаждение вод мирового океана, позволившее ему поглощать больше О2.

Оба этих процесса, судя по всему, до сих пор продолжаются, так как многие наблюдательные станции фиксируют крайне слабое, но заметное понижение концентрации кислорода  в атмосфере в последние десятилетия.

Источник: strf.ru