Четверг, 18.04.2024

< «Хаббл» наблюдает разрушение кометы
22.09.2016 00:05 Давность: 8 yrs

K2-95 b: теплый нептун в Яслях

Обнаружена планета с радиусом ~3.5 радиусов Земли у молодого красного карлика, входящего в состав рассеянного звездного скопления Ясли (M 44).

Для понимания процессов эволюции планетных систем необходимо изучать планеты разного возраста. Однако возраст звезд поля, находящихся на главной последовательности, обычно определяется с большими погрешностями. Совсем другая картина в звездных скоплениях – возраст и металличность звезд скопления определяется с высокой точностью, расстояние до скоплений также хорошо известно. Все это делает поиск планет в рассеянных звездных скоплениях важной и интересной целью научных исследований.

18 августа 2016 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная открытию транзитного теплого нептуна в рассеянном звездном скоплении Ясли (M 44). Планета была обнаружена космическим телескопом им. Кеплера в рамках пятой наблюдательной кампании миссии K2, продлившейся с 27 апреля по 10 июля 2015 года. Тем самым количество планет, открытых в рассеянных скоплениях, достигло четырнадцати.

K2-95 (EPIC 211916756) – молодой красный карлик спектрального класса M3 V. Его масса оценивается в 0.36 ± 0.07 солнечных масс, радиус – в 0.40 ± 0.01 солнечных радиусов, светимость составляет всего 2.1 ± 0.3% солнечной светимости. Звезда удалена от нас на 172 ± 14 пк, с достоверностью свыше 99% она является членом звездного скопления Ясли. Возраст звезды составляет 600-800 млн. лет.

Кривая блеска звезды демонстрирует транзитный сигнал с периодом 10.1339 ± 0.0008 земных суток и глубиной ~6.2 mmag, соответствующий планете с радиусом 3.47 +0.78/-0.53 радиусов Земли. Звезда прошла стандартную процедуру валидации (статистического подтверждения планетной природы транзитного кандидата). Из-за тусклости K2-95 (ее видимая звездная величина в полосе пропускания «Кеплера» достигает +15.5, в зеленых лучах – вообще +17.78) измерение массы планеты методом лучевых скоростей оказалось невозможным. Модели предсказывают для планеты K2-95 b массу 11.0 ± 2.7 масс Земли, что должно привести к колебаниям лучевой скорости звезды с амплитудой 6.8 ± 1.8 м/с. У ярких звезд колебания с такой амплитудой без труда измеряются современными высокоточными спектрографами, но для измерения массы K2-95 b придется ждать ввода в строй инфракрасных спектрографов нового поколения IRD и HPF.

Нептун K2-95 b вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите (признаков эксцентричности в кривой блеска нет) на среднем расстоянии 0.065 ± 0.004 а.е., ее температурный режим грубо соответствует температурному режиму Меркурия.

Планета K2-95 b (показана красной звездочкой) на плоскости «масса родительской звезды – радиус планеты» (слева) и «уровень инсоляции – радиус планеты» (справа) на фоне других транзитных экзопланет у красных карликов (с радиусом менее 0.5 солнечных). Оранжевым цветом показаны планеты из рассеянных звездных скоплений, синим цветом – планеты, найденные наземными транзитными обзорами, черным и зеленым – планеты, обнаруженные «Кеплером» в рамках основной миссии и миссии K2.

Интересно, что планеты, открытые в рассеянных звездных скоплениях, оказываются явно крупнее планет, открытых у звезд поля сравнимой массы. Более того, распространенность таких сравнительно крупных планет (нептунов и субсатурнов) у красных карликов поля весьма низка. Для объяснения этого явления было предложено несколько гипотез. Согласно одной из них, молодые красные карлики, входящие в состав рассеянных скоплений, в первые сотни миллионов лет своего существования проявляют сильную вспышечную активность. Мощное ультрафиолетовое и рентгеновское излучение приводит к раздуванию атмосфер близких к звезде планет, увеличивая их видимый радиус. Согласно второй гипотезе, планеты в рассеянных скоплениях выглядят крупнее из-за своей молодости – они еще не успели остыть и сжаться. Наконец, возможно, дело в малой статистике, и в дальнейшем картина изменится.

По состоянию на 2015 год распространенность планет с радиусами 1-4 радиусов Земли на орбитах короче 200 земных суток у красных карликов оценивается в 2.5 ± 0.2 планет на звезду.