Среда, 24.04.2024

< Мимо Земли пролетел астероид размером в 1.5 километра
09.09.2016 00:16 Давность: 8 yrs
Категория: Малые тела

«Розетта» ловит пыльную органику

Анализатор пыли COSIMA впервые обнаружил твердое органическое вещество сложного состава в пыли, испускаемой кометой Чурюмова-Герасименко.

До недавнего времени вся органика, обнаруженная в окрестностях кометы посадочным аппаратом «Филы» или инструментом ROSINA на борту «Розетты», находилась в газообразном состоянии. Теперь COSIMA обнаружил сложные органические вещества в кометной пыли.

О том, что в составе кометных ядер присутствует сложная органика, ученые подозревали уже давно. Однако до «Розетты» космические аппараты пролетали мимо ядер комет на высокой скорости, и пойманные пылинки разрушались во время столкновения, делая невозможным их тщательное изучение. В отличие от предыдущих миссий «Розетта» движется относительно ядра кометы Чурюмова-Герасименко очень медленно и ловит пылинки «аккуратно», с сохранением их химического состава.

«Наш анализ показывает, что в составе кометной пыли присутствует гораздо более сложная органика, чем мы ожидали, – сказал Эрве Коттин (Hervé Cottin), один из авторов исследования. – Она настолько сложна, что мы не можем определить ее название или химическую формулу».

Из двух сотен частиц, проанализированных инструментом COSIMA, сложные органические вещества были обнаружены в семи пылинках. Соответствующее исследование было опубликовано в журнале Nature.

Пылинки Кеннет и Джульетта, включающие в себя сложные органические вещества, были пойманы анализатором пыли COSIMA в мае и октябре 2015 года, соответственно.

Как оказалось, углерод в пылинках смешан с другими химическими элементами, такими, как натрий, магний, алюминий, кремний, кальций и железо. Он входит в состав больших макромолекулярных комплексов, аналогичных нерастворимому органическому остатку углистых хондритов, но содержащих значительно большее количество водорода. Поскольку углистые хондриты являются осколками астероидов Главного пояса, естественно предположить, что они потеряли свой водород при нагревании. В отличие от вещества астероидов, кометное вещество никогда не подвергалось сильному нагреву и сохранило водород, а потому представляет собой наиболее примитивное, не затронутое изменениями вещество, сохранившееся с момента образования Солнечной системы.

Сравнение масс-спектров пылевых частиц Кеннет и Джульетта, полученных COSIMA, со спектрами органического вещества углистого хондрита Мёрчисон (Murchison).

Интересно, что инструменты «Розетты» фиксировали низкомолекулярную летучую органику и нелетучую органику очень большой молекулярной массы, но ничего промежуточного. Это означает, что источники сложных органических комплексов и летучей органики были разными.

Пока неизвестно, возникла ли нелетучая органика, входящая в состав пылевых частиц, в межзвездном пространстве еще до формирования Солнечной системы, или же она образовалась путем конденсации вещества в протопланетном диске. В любом случае эти частицы оставались нетронутыми в течение миллиардов лет, прошедших с эпохи образования Солнечной системы, и были испущены кометным ядром всего за несколько дней или недель до их поимки инструментом COSIMA. Новые данные подтверждают, что комета Чурюмова-Герасименко содержит примитивное вещество самых ранних этапов формирования Солнечной системы.

Источник: http://sci.esa.int/rosetta/58233-rosetta-catches-dusty-organics/