Среда, 08.05.2024

< Юпитер в инфракрасном свете
07.09.2016 00:39 Давность: 8 yrs

KELT-16 b: экстремально горячий юпитер на грани приливного разрушения

Орбита новой планеты пролегает на расстоянии всего 1.7 радиусов Роша от родительской звезды, под действием приливных сил планета мигрирует внутрь.

За прошедшие полтора десятилетия было открыто около 250 транзитных горячих юпитеров, т.е. планет с массами от 0.1 до 13 масс Юпитера и орбитальным периодом короче 10 земных суток. Однако только пять из них делают один оборот вокруг своей звезды менее чем за сутки – это WASP-18 b, WASP-19 b, WASP-43 b, WASP-103 b и HATS-18 b. 3 августа 2016 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная открытию шестой планеты этого типа. Ею оказался горячий юпитер KELT-16 b.

Наземный транзитный обзор KELT (Kilodegree-Extremely Little Telescope) изначально был посвящен поиску транзитных планет у сравнительно ярких звезд 8-10 звездной величины, однако по факту обнаруживает их и у более тусклых звезд (до +12 звездной величины). Обзор основан на фотометрических измерениях, проводимых двумя автоматическими телескопами – KELT-North в Аризоне, США, и KELT-South в Сатерленде, ЮАР. Каждый телескоп имеет поле зрения 26х26° и разрешение 23 угловых секунд на пиксель. Транзитные кандидаты, обнаруженные обоими телескопами, проходят стандартную процедуру валидации, массы планет измеряются методом лучевых скоростей.

KELT-16 (TYC 2688-1839-1) – звезда главной последовательности спектрального класса F7 V. Ее масса оценивается в 1.21 ± 0.05 солнечных масс, радиус – в 1.36 ± 0.06 солнечных радиусов, светимость примерно в 2.5 раза превышает солнечную. Возраст звезды составляет 2.9 ± 0.2 млрд. лет.

На расстоянии 0.718 угловых секунд (262 ± 14 а.е. в проекции на небесную сферу) от главной звезды расположен звездный компаньон на 4.4 звездных величин слабее (в спектральной полосе K). Предположительно, компаньон является красным карликом спектрального класса M3 V, однако остается небольшая вероятность (0.157%), что звезды физически не связаны и компаньон на самом деле является звездой фона. Дальнейшие наблюдения помогут прояснить этот вопрос.

Масса планеты KELT-16 b составляет 2.75 ± 0.16 масс Юпитера, радиус – 1.42 ± 0.08 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 1.20 ± 0.18 г/куб.см. Гигант вращается вокруг своей звезды по экстремально тесной орбите на расстоянии 0.02044 ± 0.00026 а.е. (3.23 звездных радиусов!) и делает один оборот за 0.969 земных суток.

KELT-16 b (показана красным цветом) на плоскости «орбитальный период – радиус планеты» среди других транзитных экзопланет. Синими кружками показаны другие горячие юпитеры с орбитальным периодом короче 1 суток.

Эффективная температура планеты достигает 2453 ± 55К – это одна из самых горячих планет, известных к настоящему времени. Она находится от своей звезды на расстоянии 1.7 радиусов Роша и продолжает мигрировать внутрь под воздействием приливных сил. По расчетам авторов открытия, планета пересечет радиус Роша и начнет разрушаться через 0.5 млн. – 2.5 млрд. лет (в зависимости от добротности звезды, которая остается неизвестной).

Планета KELT-16 b является привлекательной целью для будущих исследований. Высокая температура делает ее достаточно яркой в инфракрасном диапазоне, это значит, что в системе KELT-16 можно будет наблюдать вторичный минимум (заход планеты за звезду) и, возможно, фазовую кривую, и тем самым определить температуру дневного и ночного полушарий.