Пятница, 26.04.2024

< Американская орбитальная обсерватория будет наблюдать за «космической погодой»
01.07.2016 00:04 Давность: 8 yrs
Категория: Карликовые планеты

Яркие пятна на Церере вызваны недавней геотермальной активностью

Центральная область молодого 92-километрового кратера Оккатор – самая яркая деталь на поверхности Цереры. В центре Оккатора расположен соляной купол, рассеченный многочисленными радиальными и концентрическими трещинами. Исследования, посвященные изучению химического состава соляного купола, были опубликованы сегодня в онлайн-версии журнала Nature.

Как оказалось, соляной купол Оккатора сложен не сульфатом магния, как предполагалось ранее, а карбонатами. Это крупнейшее в Солнечной системе месторождение карбонатов за пределами Земли! Наибольшая концентрация у карбоната натрия, также там присутствуют гидрокарбонат натрия (обыкновенная пищевая сода) и соли аммония – хлорид аммония и/или карбонат аммония. Все эти соли прекрасно растворимы в воде.

Крайне маловероятно, что на Цереру упал астероид из соды и нашатыря, скорее всего, к образованию соляного купола привела внутренняя активность Цереры, индуцированная падением астероида. Поднятие к поверхности грунтовых вод, насыщенных содой, с их последующим испарением и отложением солей говорит о том, что температуры в недрах Цереры выше, чем считалось ранее. Возможно, жидкая вода существовала под поверхностью Цереры относительно недавно по геологическим меркам. Обнаруженные в Оккаторе отложения солей могут быть следами озера, которое миллионы лет назад испарилось и/или замерзло.

Центральная часть 92 километрового кратера Оккатор – самая яркая деталь на поверхности Цереры. На врезке: красным цветом показаны области, богатые карбонатом натрия, серым цветом – области, бедные этим веществом.

Ранее на Церере уже были обнаружены аммонизированные филлосиликаты – глины, вступавшие в химическую реакцию с аммиаком. Наличие в кратере Оккатор солей аммония снова ставит вопрос о месте формирования Цереры. Возможно, она сформировалась во внешних областях Солнечной системы, а затем мигрировала на свою текущую орбиту, а может, астероиды из пояса Койпера во множестве выпадали на Цереру, образовавшуюся на месте, в Главном поясе астероидов, принося с собой соединения аммония.

Еще одна статья, опубликованная в журнале Nature, посвящена изучению прочности самого верхнего слоя Цереры. Авторы исследования изучили форму древнейших кратеров и нашли, что их глубина превышает 2 км. Это означает, что даже самые древние кратеры не расплылись и не выровнялись за миллиарды лет, а значит, кора Цереры достаточно прочна. Объем водяного льда в составе Цереры не превышает 40%, а относительно низкая средняя плотность карликовой планеты объясняется обилием малоплотных веществ, таких, как соли или клатраты.

Источник: https://www.nasa.gov/feature/jpl/recent-hydrothermal-activity-may-explain-ceres-brightest-area