Пятница, 29.03.2024

< Самарские ученые приступили к экспериментам со спутником "Аист-2Д"
29.06.2016 00:19 Давность: 8 yrs
Категория: Нептун

Снимки «Хаббла» подтверждают наличие на Нептуне темного пятна

Новый снимок космического телескопа им. Хаббла подтверждает наличие в южном полушарии Нептуна темного пятна, сопровождаемого группой ярких белых облаков из замерзшего метана. Темное пятно является областью повышенного давления (антициклоном).

Несмотря на то, что Нептун получает в 900 раз меньше света и тепла на единицу своей площади, чем Земля, атмосфера этой планеты отличается удивительной динамичностью. В ней дуют сильнейшие ветры и регулярно возникают и исчезают штормовые системы. Так, во время пролета мимо Нептуна в 1989 году КА «Вояджер-2» в атмосфере планеты был обнаружен темный овал – антициклонический вихрь, отдаленно напоминающий Большое красное пятно на Юпитере. В следующий раз подобный вихрь попал на снимки «Хаббла» в 1994 году. Однако прошло больше 20 лет прежде, чем темный вихрь появился снова.

Об открытии нового темного пятна было объявлено 17 мая 2016 года, его заметила научная группа из Калифорнийского университета под руководством Майка Вонга (Mike Wong).

Темные вихри на Нептуне – антициклонические системы, обычно они сопровождаются яркими белыми облаками, которые также были обнаружены на снимке «Хаббла». Яркие облака образуются, когда потоки более теплого воздуха, обтекая антициклон, поднимаются вверх и охлаждаются, а метан, входящий в состав атмосферных газов, конденсируется в ледяные кристаллы.

«Темные вихри движутся в атмосфере Нептуна подобно огромным газовым горам линзовидной формы, – сказал Вонг. – Сопровождающие их яркие облака подобны орографическим облакам на Земле, которые обычно имеют линзовидную форму и располагаются над горными вершинами.

Яркие облака на Нептуне были замечены еще в июле 2015 года. Их наблюдали и любители астрономии, и астрономы-профессионалы из обсерватории им. Кека. Исследователи из Калифорнийского университета предположили, что эти яркие облака сопровождают еще не открытое темное пятно. Чтобы его обнаружить, потребовалась мощь космического телескопа им. Хаббла. В сентябре 2015 года «Хаббл» сделал серию снимков Нептуна в рамках программы наблюдения внешних планет Outer Planet Atmospheres Legacy (OPAL). Как и ожидалось, на снимках «Хаббла» был найден темный вихрь, и располагался он рядом с яркими облаками. Особенно хорошо этот темный вихрь заметен на снимках, сделанных в синих лучах.

В отличие от вихрей в атмосфере Юпитера, темные овалы в атмосфере Нептуна живут недолго и отличаются удивительной динамичностью. Они изменчивы по форме и размерам, они могут блуждать, меняя свою широту, ускоряясь или замедляясь. Исследователи надеются лучше понять происхождение и эволюцию темных вихрей, найти причины, приводящие к их широтному дрейфу, колебаниям – и, в конечном итоге, к рассеянию. Наблюдения за новым темным овалом должны помочь им в этом.

Источник: http://solarsystem.nasa.gov/news/2016/06/23/hubble-imagery-confirms-new-dark-spot-on-neptune