Четверг, 25.04.2024

< Три горячих юпитера в рассеянном звездном скоплении M67
23.06.2016 00:05 Давность: 8 yrs
Категория: Плутон

Под поверхностью Плутона должен существовать водный океан

Следы геологической активности, открытые на поверхности Плутона зондом New Horizons, все больше указывают на то, что под его поверхностью может скрываться жидкий водяной океан, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

Плутон. Кредит изображения: www.nasa.gov/mission_pages/newhorizons/images/index.html

"Наша компьютерная модель показывает, что та геология, следы которой мы видим на Плутоне, может порождаться только лишь фазовыми изменениями в структуре водяного льда в его недрах – для рождения всех его форм рельефа не нужны ни приливные силы, ни экзотические материалы. Если Плутон сейчас расширяется, то это значит, что в его недрах сегодня существует океан. Вероятно, такие океаны часто встречаются на мирах пояса Койпера и на спутниках экзопланет", — заявила Эми Барр (Amy Barr) из Планетологического института в Тусоне (США).

Барр и ее коллеги из института и Брауновского университета пришли к таким выводам, изучая данные, собранные зондом New Horizons во время пролета мимо Плутона в июле прошлого года. Их интересовал механизм, разогревающий недра карликовой планеты и приводящий в действие все геологические процессы, следы которых в виде гигантской равнины Спутника, загадочных "чешуек" из льда, кривовулканов и прочих вещей увидели на снимках аппарата НАСА.

Как объясняют ученые, подобные процессы происходят на лунах Сатурна и Юпитера, однако там их порождают мощные приливные силы, растягивающие и сжимающие недра спутников планет-гигантов в результате их гравитационного взаимодействия с "большим братом". У Плутона таких соседей нет, что заставило геологов ломать голову над тем, как его недра остаются "живыми" с геологической точки зрения.

Используя данные с инструментов New Horizons, группа Барр создала компьютерную модель Плутона, описывавшую то, как менялась структура его недр по мере их замерзания, или, наоборот, разогрева.

Оказалось, что если бы Плутон сейчас "замерзал", то тогда мы должны были увидеть своеобразные "растяжки", складки на его поверхности, говорящие о сжатии планеты. New Horizons не увидел ничего подобного, наоборот, все снимки и данные указывают на то, что на самом деле Плутон расширяется, а не сжимается.

Единственной причиной подобного поведения, по словам геологов, может быть активный подледный океан, который сегодня еще остается жидким, но при этом он постепенно замерзает, что и вызывает расширение недр Плутона.

Как возник этот океан? Ученые считают, что Плутон родился "замороженным", однако через некоторое время после его формирования распад радиоактивных элементов в его ядре растопил часть водяных льдов карликовой планеты и породил жидкий океан. Практически сразу с момента рождения он начал застывать, превращаясь в лед, обладающий меньшей плотностью, чем вода в жидком виде.

Таким образом, рождение льда приводило к тому, что недра Плутона начинали расширяться и двигаться, порождая те формы рельефа, которые мы видим сегодня на его поверхности. Судя по молодому возрасту "сердца" Плутона, равнин Спутника, и результатам расчетов Барр и ее коллег, этот океан остается жидким до сих пор. Его воды, по прикидкам планетологов, расположены на глубине примерно в 260-300 километров от поверхности планеты.

Как полагают исследователи, схожие океаны могут существовать в недрах других планет и лун в "холодной" части Солнечной системы, а также у других звезд. Их существование говорит о том, что наши шансы найти жидкую воду, а потенциально и жизнь за пределами Земли чуть выше, чем мы считали раньше.

Оригинальная работа: http://arxiv.org/pdf/1606.04840v2.pdf