Среда, 24.04.2024

< Космическая обсерватория НУКЛОН поможет понять тайну галактического «излома»
31.05.2016 00:28 Давность: 8 yrs
Категория: Малые тела

На комете Чурюмова-Герасименко обнаружены глицин и фосфор

В коме кометы обнаружены вещества, необходимые для жизни.

В последние десятилетия ученые много спорили о роли астероидов и комет в обеспечении юной Земли водой и органическими веществами, необходимыми для зарождения и развития жизни. Как показывает анализ изотопных соотношений в составе молекул воды земных океанов, астероидов и комет, скорее всего, вода на Землю была принесена астероидами Главного пояса, но не кометами. Однако не исключено, что именно кометы снабдили нашу планету органическими веществами вплоть до аминокислот – «кирпичиков», из которых состоят белки земных организмов.

Первые намеки на наличие в составе комет глицина – простейшей аминокислоты – были получены в 2006 году, когда на Землю вернулась капсула с образцами вещества кометы Wild-2 (миссия Stardust). Однако тогда наличие глицина списали на земное загрязнение. Теперь «Розетта» сделала прямые наблюдения глицина в коме кометы Чурюмова-Герасименко.

«Это первое однозначное обнаружение глицина в составе кометы, – сказала Кэтрин Алтвегг (Kathrin Altwegg), научный руководитель инструмента ROSINA и ведущий автор исследования, 27 мая 2016 года опубликованного в журнале Science Advances. – Помимо глицина мы обнаружили и другие органические молекулы, которые могут быть его предшественниками. Состав этих молекул подскажет нам, каким образом в составе кометы образовался глицин».

Ссылка на полноразмерное изображение:

Впервые глицин был обнаружен в октябре 2014 года, когда «Розетта» находилась на расстоянии 10 км от ядра кометы. В следующий раз это произошло в марте 2015 года во время пролета мимо кометы на расстоянии 15-30 км. В дальнейшем глицин находили во время вспышек кометной активности за месяц до перигелия, когда «Розетта» удалилась от ядра на расстояние свыше 200 км, а ядро окружали большие массы пыли.

«Мы видим сильную корреляцию между глицином и пылью. Скорее всего, глицин входит в состав ледяных мантий зерен пыли и сублимирует вместе с другими летучими веществами, когда пыль, выброшенная из ядра, нагревается в коме», – сказала Кэтрин.

Глицин становится газообразным лишь при температурах, близких к +150°С. При низких температурах, обычно царящих на кометном ядре, он нелетуч. Это объясняет, почему «Розетта» далеко не всегда может его обнаружить.

Глицин – единственная аминокислота, которая может образоваться без участия жидкой воды. Тот факт, что количество испущенного глицина тесно связано с количеством выброшенной пыли (а также наличие молекул-предшественников), говорит о том, что глицин образовался еще в ледяных зернах межзвездной пыли под действием ультрафиолетового облучения, а потом на миллиарды лет оказался связан и законсервирован в веществе кометных ядер.

Еще одним любопытным открытием авторов статьи стал фосфор – элемент, абсолютно необходимый для всех живых организмов Земли. Фосфор входит в состав ДНК, клеточных мембран, а также аденозинтрифосфата (АТФ) – универсального источника энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах.

«Множество органических молекул, уже обнаруженных «Розеттой», к которым присоединились новые находки – глицин и фосфор – подтверждают нашу идею, что у кометы могут быть поставщиками ключевых молекул для предбиотической химии», – сказал Мэтт Тейлор (Matt Taylor), координатор миссии «Розетта».

Источник: http://sci.esa.int/rosetta/57858-rosettas-comet-contains-ingredients-for-life/