Суббота, 18.05.2024

< Марсианские высотные облака вызываются корональными выбросами?
26.05.2016 00:21 Давность: 8 yrs

OGLE-2012-BLG-0724L b: аналог Сатурна у далекого красного карлика

Методом гравитационного микролинзирования обнаружена планета массой ~0.47 масс Юпитера у звезды массой ~0.29 солнечных. Новое открытие свидетельствует в пользу гораздо большей распространенности «сатурнов» (планет массой 0.2-1 масс Юпитера) по сравнению с «юпитерами» (массой 1-2 масс Юпитера) у красных карликовых звезд.

Большинство внесолнечных планет обнаружено методом измерения лучевых скоростей и транзитным методом, которые больше всего чувствительны к планетам на тесных (т.е. близких к родительской звезде) орбитах. При этом средние и внешние части планетных систем остаются практически неизученными. В настоящее время только один метод способен обнаруживать холодные планеты с массой вплоть до массы Земли на далеких от звезды орбитах – метод гравитационного микролинзирования. К настоящему моменту этим методом открыто 43 планеты.

19 апреля 2016 года в Архиве электронных препринтов появилась статья, посвященная анализу события микролинзирования OGLE-2012-BLG-0724L. Первоначально линза была интерпретирована как двойная звезда, но авторы статьи показали, что данные гораздо лучше описывает модель звезда + планета с отношением масс компонентов q = (1.58 ± 0.15)·10-3

Событие микролинзирования OGLE-2012-BLG-0724L было обнаружено микролинзовым обзором OGLE 22 мая 2012 года. На следующий день его независимо открыл микролинзовый обзор MOA и назвал MOA-2012-BLG-323. Максимальное усиление блеска фоновой звезды ожидалось большим, порядка 100, что делало это событие чувствительным к возможному наличию планет. Чтобы зафиксировать возможный планетный сигнал, OGLE-2012-BLG-0724L стали наблюдать с высокой частотой. И это принесло свои плоды – на кривой блеска был обнаружен слабый дополнительный пик продолжительностью всего в 6 часов.

К сожалению, микролинзовый параллакс аккуратно измерить не удалось, поэтому параметры системы-линзы определены с большими погрешностями. Масса звезды оценивается в 0.29 +0.33/-0.16 солнечных масс, масса планеты – в 0.47 +0.54/-0.26 масс Юпитера. В момент наблюдений расстояние между звездой и планетой (в проекции на небесную сферу) составило 1.6 +0.4/-0.3 а.е. Расстояние до системы достигает 6.7 ± 1.2 кпк.

Таким образом, планета OGLE-2012-BLG-0724L b оказывается легким газовым гигантом (аналогом Сатурна), расположенным за снеговой линией своей звезды. Температурный режим планеты грубо можно оценить как промежуточный между температурными режимами Сатурна и Урана.

Главным источником неопределенности является незнание свойств родительской звезды-линзы. Взаимная угловая скорость звезды-источника и звезды линзы составляет 6.52 ± 0.87 угловых миллисекунд в год. В 2018 году звезды разойдутся на небесной сфере достаточно, чтобы попасть на соседние пиксели камеры космического телескопа им. Хаббла. Начиная с 2022 года, звезды можно будет наблюдать раздельно и на крупнейших наземных телескопах, оснащенных системой адаптивной оптики. Обнаружение звезды OGLE-2012-BLG-0724L на снимках в разных спектральных полосах позволит существенно уточнить ее свойства, а значит – и свойства системы-линзы в целом.