Пятница, 19.04.2024

< Японский зонд "Акацуки" начал сбор информации о Венере в штатном режиме
29.04.2016 00:05 Давность: 8 yrs

TYC 3667-1280-1 b: массивный горячий юпитер рядом с красным гигантом

Новая планета резко выбивается из закономерности, подмеченной для планет у звезд промежуточной массы.

Планетные системы звезд промежуточной массы (1.5-3 солнечных масс) заметно отличаются от планетных систем солнцеподобных звезд. Планеты у звезд промежуточной массы обычно массивны и расположены на широких орбитах с небольшим эксцентриситетом. Также интересен резкий дефицит (если не полное отсутствие) в таких системах горячих и теплых юпитеров (планет-гигантов с орбитальными периодами короче 100 земных суток). И если отсутствие планет с орбитальным периодом короче 10 суток еще можно объяснить их поглощением родительскими звездами, то дефицит теплых юпитеров (с периодами 10-100 суток) остается не понятным.

Находясь на главной последовательности, звезды промежуточной массы имеют спектральный класс A или ранний F. Эти звезды быстро вращаются, а их спектры лишены узких четких линий, что затрудняет точное измерение лучевых скоростей таких звезд и поиск рядом с ними планет RV-методом. Однако после схода с главной последовательности радиус звезд увеличивается, температура их внешних слоев падает, а в спектре появляются многочисленные узкие линии. Поэтому подавляющее большинство планет у звезд промежуточной массы открыто уже на стадии красных гигантов.

25 марта 2016 года в Архиве электронных препринтов появилась статья группы польских астрономов, посвященная открытию массивной планеты рядом с красным гигантом TYC 3667-1280-1. Орбитальный период горячего юпитера оказался равным ~26.5 земных суток, что резко выделяет его из совокупности других планет такого типа. Изучение системы TYC 3667-1280-1 поможет наложить важные ограничения на эволюцию планетных систем звезд промежуточной массы.

Итак, TYC 3667-1280-1 – сравнительно яркий оранжевый гигант, удаленный от нас на 481 ± 37 пк. Его масса оценивается в 1.87 ± 0.17 солнечных масс, радиус достигает 6.26 ± 0.86 солнечных радиусов, светимость в 24 ± 6 раз превышает солнечную. Возраст звезды составляет 1.35 ± 0.35 млрд. лет.

Лучевые скорости TYC 3667-1280-1 измерялись спектрографом HRS, установленном на 9.2-метровом телескопе им. Хобби-Эберли (точность единичного замера 9-10 м/с) и спектрографом HARPS-N, установленном на 3.58-метровом Национальном телескопе Галилео (точность единичного замера 0.5-4 м/с для разных ночей). Всего было получено 35 замеров лучевой скорости TYC 3667-1280-1.

Минимальная масса (параметр m sin i) планеты TYC 3667-1280-1 b достигает 5.4 ± 0.4 масс Юпитера. Гигант вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите (эксцентриситет ~0.036) на среднем расстоянии 0.21 ± 0.01 а.е. и делает один оборот за 26.468 ± 0.005 земных суток. Из-за высокой светимости звезды эффективная температура планеты достигает 1350К, т.е. она попадает в область горячих планет.

Поскольку планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии всего 7.2 ± 1 звездных радиусов, геометрическая вероятность транзитной конфигурации достигает 13.9 ± 2%. Глубина транзита ожидается лежащей в диапазоне 300-1100 ppm, что затрудняет его обнаружение с Земли. Однако будущие космические телескопы, например, европейский телескоп CHEOPS, чей запуск намечен на 2017 год, смогут легко зафиксировать такие транзиты (в случае их наличия).

Планетная система TYC 3667-1280-1 оказывается самой компактной среди планетных систем у звезд с массой больше полутора солнечных. Судьба ее незавидна – примерно через 170 млн. лет распухающая звезда поглотит свою планету.

Планета TYC 3667-1280-1 b (обведена красной окружностью) на плоскости «масса звезды – большая полуось орбиты планеты» на фоне других экзопланет. Размеры кружков пропорциональны массам планет, цветом закодирован логарифм ускорения свободного падения в фотосфере родительской звезды (т.е. фактически ее компактность) – синий цвет соответствует звездам гигантам, желтый – наиболее компактным красным карликам.