Пятница, 29.03.2024

< Детекторы прибора ФРЕНД включены на время перелёта к Марсу
28.04.2016 00:21 Давность: 8 yrs
Категория: Карликовые планеты

У карликовой планеты Макемаке обнаружен спутник

Космический телескоп им. Хаббла обнаружил спутник у карликовой планеты Макемаке – второй по яркости (после Плутона) карликовой планеты в поясе Койпера. Диаметр спутника оценивается в 160 км, в момент съемки он находился на расстоянии ~21 тыс. км от Макемаке.

Макемаке и ее спутник на снимке Хаббла.

Макемаке – одна из пяти карликовых планет Солнечной системы и третья по величине после Плутона и Эриды – была открыта в 2005 году. Макемаке вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите с большой полуосью 45.76 а.е. и эксцентриситетом 0.154, и делает один оборот за 309.57 земных лет. Расстояние между карликовой планетой и Солнцем меняется от 38.71 а.е. в перигелии до 52.81 а.е. в афелии. Орбита Макемаке сильно наклонена к эклиптике – на 29°, что затруднило ее своевременное обнаружение.

Размеры Макемаке оцениваются в 1478 ± 34 км. Ее поверхность очень яркая – альбедо составляет 77-78%.

В апреле 2015 года окрестности Макемаке снимал космический телескоп им. Хаббла. Снимки, полученные Широкоугольной камерой № 3, позволили обнаружить тусклый спутник, чей блеск в 1300 раз слабее родительского тела. Спутник получил временное наименование S/2015 (136472) 1, теперь до присвоения ему собственного имени он будет называться MK 2.

В момент съемки спутник находился на расстоянии ~21 тыс. км от Макемаке, его диаметр оценивается в 160 км. Близость спутника к карликовой планете помешала ученым обнаружить его раньше – он терялся в ярких лучах Макемаке.

Анализ орбиты MK 2 позволит точно измерить массу Макемаке, определить ее среднюю плотность и тем самым оценить химический состав. Предыдущие спектральные наблюдения показали, что поверхность Макемаке покрыта метановым льдом. Возможно, вблизи перигелия у нее возникает временная разреженная атмосфера, которая затем вымерзает на поверхности.

Пока неизвестно, является ли орбита MK 2 круговой или вытянутой, образовался ли он из обломков, выброшенных при столкновении Макемаке с другим объектом пояса Койпера, или же был захвачен силой притяжения карликовой планеты на наклоненную эксцентричную орбиту. Будущие наблюдения на Хаббле помогут решить этот вопрос.

Открытие спутника, возможно, решило одну из загадок Макемаке. Предыдущие наблюдения карликовой планеты с помощью ИК-телескопов показали, что хотя большая часть ее поверхности очень яркая и холодная, на ней есть и небольшие более темные и, соответственно, более теплые участки. Наличие таких участков должна была привести к характерным периодическим изменениям блеска Макемаке, однако их обнаружено не было. Судя по всему, во время этих наблюдений телескопы не могли разрешить Макемаке и ее спутник и измеряли общий блеск системы, причем «отдельные темные участки» на поверхности карликовой планеты на самом деле принадлежали именно спутнику. MK 2 темный, как ядра комет.

Источники: http://hubblesite.org/newscenter/archive/releases/2016/18/full/