Пятница, 26.04.2024

< Льды и тени
16.02.2016 00:19 Давность: 8 yrs

Внешняя планета в системе HD 7449 оказалась маломассивной звездой

Снимки окрестностей звезды HD 7449, полученные телескопом им. Магеллана с применением системы адаптивной оптики, показали наличие звездного компаньона – красного карлика. Колебания лучевой скорости HD 7449 оказались вызваными влиянием внутренней планеты HD 7449 b и второй звезды, таким образом, внешней планеты HD 7449 c не существует.

Метод поиска внесолнечных планет методом измерения лучевых скоростей родительских звезд имеет важный недостаток. Он не позволяет найти истинную массу планеты, а только произведение массы на синус угла наклона орбиты к лучу зрения (параметр m sin i). Если наклонение орбиты неизвестно (а именно так и бывает в большинстве случаев), мы в состоянии определить только минимальную, или проективную, массу, которая может существенно отличаться от истинной. При малых углах наклона, когда орбита наблюдается практически плашмя, истинная масса планеты может оказаться во много раз больше минимальной, а сама "планета" – оказаться коричневым карликом или маломассивной звездой.

В июле 2011 года Женевская группа объявила об открытии двух эксцентричных планет у солнцеподобной звезды HD 7449. Открытие было сделано методом измерения лучевых скоростей родительской звезды.

Минимальная масса (параметр m sin i) внутренней планеты HD 7449 b составила ~1.1 масс Юпитера, орбитальный период – ~1275 земных суток, большая полуось орбиты – 2.3 а.е., эксцентриситет орбиты достигал значения 0.82! Минимальную массу внешней планеты HD 7449 c довольно неуверенно оценили в ~2 масс Юпитера, орбитальный период – в 11 лет, эксцентриситет орбиты оказался близок к 0.5. Высокие эксцентриситеты орбит обеих планет говорили о бурной динамической истории этой системы.

5 и 22 ноября 2014 года звезду HD 7449 наблюдали на телескопе им. Магеллана в Чили с помощью системы адаптивной оптики. На расстоянии 0.54 угловых секунд от главной звезды был обнаружен тусклый источник на 8.8 звездных величин слабее (в красных лучах). В инфракрасном диапазоне разница в блеске оказалась меньше (6.5 в лучах с длиной волны 0.91 мкм и 5.1 в лучах с длиной волны 1.65 мкм). Как оказалось, обе звезды имеют близкое собственное движение и почти наверняка являются гравитационно связанными. Судя по показателям цвета, компаньон звезды HD 7449A является красным карликом спектрального класса M4-M5 с массой ~0.2 солнечных масс, он получил наименование HD 7449B.

Лучевые скорости звезды HD 7449 измеряются уже более 15 лет на разных телескопах и с разной точностью. Заново проанализировав ряды наблюдений (в том числе учтя замеры, полученные после 2011 года), исследователи обнаружили, что они хорошо описываются сочетанием колебаний, наведенных внутренней планетой HD 7449A b, и дополнительным линейным дрейфом, вызванным звездой HD 7449B. Таким образом, внешней планеты HD 7449 c не существует.

Орбитальные параметры и масса звезды-компаньона пока определены плохо. Из величины дрейфа лучевой скорости HD 7449A можно вывести, что масса второй звезды составляет 0.23 +0.22/-0.05 солнечных масс, орбитальный период достигает 65.7 +227/-56 земных лет, большая полуось орбиты – 17.9 +32/-12.9 а.е., эксцентриситет орбиты не превышает 0.5. Будущие прецизионные измерения положения компаньона и замеры лучевой скорости главной звезды HD 7449A позволят существенно уточнить все параметры этой системы.

Открытие звезды HD 7449B непринужденно объясняет высокий эксцентриситет планеты HD 7449A b механизмом Козаи-Лидова. Моделирование динамической устойчивости этой системы показало, что взаимное наклонение орбит планеты и звезды может превышать 38°.