Пятница, 03.05.2024

< Проект ФКП: РФ откажется от миссий к Луне и Марсу, если Европа не поддержит эти планы
19.01.2016 00:08 Давность: 8 yrs

HD 32963 b: аналог Юпитера у звезды аналога Солнца

Методом измерения лучевых скоростей обнаружена планета-гигант массой ~0.7 масс Юпитера на близкой к круговой орбите с орбитальным периодом 6.5 лет. Распространенность аналогов Юпитера у солнцеподобных звезд оказалась близка к 3%.

Исследования внесолнечных планетных систем, проведенные в последние два десятилетия, показали их широчайшую распространенность и удивительное разнообразие. Как оказалось, Солнечная система отнюдь не является типичной. Были обнаружены не только планеты, не имеющие аналога в Солнечной системе (например, горячие юпитеры или суперземли), но и планетные системы самой необычной архитектуры.

В связи с этим возникает вопрос – насколько уникальным является строение нашей планетной системы? Есть ли в Галактике другие системы, похожие на Солнечную, и если есть, то насколько они распространены?

Если бы мы изучали Солнечную систему издалека современными средствами, например, методом измерения лучевых скоростей родительской звезды, мы могли бы обнаружить в ней Юпитер, и на пределе возможного – Сатурн. Небольшие планеты земной группы слишком слабо влияют на Солнце, чтобы быть замеченными при той точности замеров лучевой скорости, что дают даже лучшие современные спектрографы. Поэтому принято считать похожими на Солнечную те планетные системы, что включают в себя планеты-гиганты на широких (большая полуось больше 3 а.е.) орбитах с малым эксцентриситетом, но при этом лишены массивных планет на более тесных орбитах. Об открытии одной из таких систем объявил недавно Ликский обзор.

HD 32963 (HIP 23884) удалена от нас на 36.4 ± 1 пк. Это сравнительно близкая и яркая (+7.6m) солнцеподобная звезда, чья масса, радиус и возраст близки к солнечным. Звезда наблюдалась на обсерватории им. Кека с помощью спектрографа HIRES в течение почти 16 лет (5838 суток). Всего было получено 109 замеров ее лучевой скорости, точность единичного замера составила 1-2 м/сек для разных ночей. Анализ полученных данных позволил уверенно обнаружить планету-гигант на широкой орбите.

Минимальная масса (параметр m sin i) планеты HD 32963 b оценивается в 0.70 ± 0.03 масс Юпитера. Гигант вращается вокруг своей звезды по слабоэллиптической орбите с большой полуосью 3.41 ± 0.02 а.е. и эксцентриситетом 0.07 ± 0.04, и делает один оборот за 2372 ± 26 земных суток. Кроме того, лучевая скорость звезды демонстрирует дополнительный линейный дрейф 0.22 ± 0.07 м/сек в год, говорящий о наличии в этой системе еще одной планеты на еще более широкой орбите.

Авторы открытия попробовали оценить распространенность таких систем, основываясь на мониторинге лучевых скоростей нескольких сотен звезд, уже более десяти лет наблюдаемых на Кеке. Считая аналогами Юпитера планеты с орбитальными периодами от 5 до 15 лет, величиной большой полуоси орбит от 3 до 6 а.е., эксцентриситетом орбиты менее 0.3 и массой от 0.3 до 3 масс Юпитера, они нашли, что их распространенность у солнцеподобных звезд близка к 3%. Иначе говоря, строение нашей Солнечной системы является сравнительно редким, хотя и не уникальным.

Экзопланеты, открытые к августу 2015 года, на плоскости «орбитальный период – масса». Красным цветом показаны планеты, обнаруженные методом лучевых скоростей, синим цветом – транзитные планеты, зеленым – планеты, найденные на ИК-снимках, оранжевым – планеты, найденные методом гравитационного микролинзирования. Для сравнения черным цветом показаны Юпитер и Сатурн, а также новая планета HD 32963 b. Черная рамка очерчивает область планет – аналогов Юпитера.