Вторник, 07.05.2024

< Российские ученые разработали модель движения космического мусора
15.01.2016 00:14 Давность: 8 yrs

Три планеты у близкого красного карлика Wolf 1061

Методом измерения лучевых скоростей открыты три маломассивные планеты у близкого красного карлика Wolf 1061. Одна из планет расположена в обитаемой зоне.

Данные, полученные космическим телескопом им Кеплера, показали широчайшую распространенность небольших планет у маломассивных звезд, причем многие из них входят в состав многопланетных систем. Близкие (и оттого сравнительно яркие) спокойные красные карлики являются идеальной целью для поиска таких планет методом измерения лучевых скоростей родительских звезд. С одной стороны, в спектрах красных карликов многочисленны четкие узкие линии, что позволяет измерять их лучевые скорости с высокой точностью. С другой стороны, небольшая масса этих звезд делает гравитационное влияние их планет более заметным. Наконец, из-за низкой светимости обитаемые зоны вокруг красных карликов расположены близко к звездам, так что планеты, находящиеся в обитаемых зонах, имеют орбитальные периоды короче ста земных суток.

Одна из программ поиска маломассивных планет у сравнительно близких красных карликов реализуется на Южно-Европейской обсерватории с помощью спектрографа HARPS. Точность измерения лучевых скоростей сравнительно ярких звезд на HARPS превышает 1 м/сек. Мониторингом охвачено более ста близких красных карликов, причем наблюдения ведутся уже более десятилетия. В рамках этой программы уже открыто несколько многопланетных систем.

16 декабря 2015 года в Архиве электронных препринтов появилась статья группы австралийских астрономов, посвященная открытию трех планет у близкого красного карлика Wolf 1061. Наблюдения этой звезды ведутся 10.3 лет, всего было получено 148 замеров лучевой скорости.

Итак, Wolf 1061 (GJ 628, HIP 80824) – красный карлик спектрального класса M3 V, расположенный от нас на расстоянии 4.29 ± 0.03 пк. Его масса оценивается в 0.25 солнечных масс, радиус – в 0.26 солнечных радиусов, светимость составляет всего 0.787% от светимости Солнца. Это очень спокойная звезда с низким уровнем хромосферной активности.

Минимальная масса (параметр m sin i) самой внутренней планеты Wolf 1061 b составляет всего 1.36 ± 0.23 масс Земли. Планета вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.03551 ± 0.00001 а.е. и делает один оборот за 4.887 ± 0.001 земных суток, ее температурный режим соответствует температурному режиму Меркурия.

Средняя планета системы Wolf 1061 c существенно массивнее – ее минимальная масса составляет 4.25 ± 0.37 масс Земли. Планета находится на слабоэллиптической орбите с большой полуосью 0.08427 ± 0.00004 а.е. и эксцентриситетом 0.19 ± 0.13, ее орбитальный период 17.867 ± 0.011 земных суток. Температурный режим средней планеты близок к температурному режиму Земли! Впрочем, на ее потенциальную обитаемость надежд немного – из-за большей массы и более протяженной и плотной атмосферы, создающей сильный парниковый эффект, эта планета должна быть скорее влажным аналогом Венеры.

Наконец, внешняя планета Wolf 1061 d обладает еще большей минимальной массой (5.21 ± 0.68 масс Земли) и, скорее всего, является океанидой или мини-нептуном. Эксцентриситет ее орбиты достаточно велик – 0.32 ± 0.16. Планета вращается вокруг своей звезды на среднем расстоянии 0.2039 ± 0.0002 а.е. и делает один оборот за 67.27 ± 0.12 земных суток, ее температурный режим меняется от температурного режима Марса до температурного режима внешней части пояса астероидов.

Авторы открытия оценили геометрическую вероятность транзитов всех трех планет – она составляет (от внутренней планеты к внешней) 14%, 5.9%, 2.6%. Глубина транзитов внешних планет может быть достаточно велика для того, чтобы их можно было наблюдать с Земли. В начале 2016 года авторы планируют провести наблюдения возможных транзитов совместно с наземными транзитными обзорами MEarth и MINERVA.