Четверг, 25.04.2024

< Смотрим на комету глазами «Розетты»
15.12.2015 01:03 Давность: 8 yrs
Категория: Малые тела, В России

Российский ученый открыл "сестру" кометы Галлея

Новую комету – "сестру" кометы Галлея обнаружил научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В. Келдыша Леонид Еленин.

"Я обнаружил комету 3 декабря, 8 декабря ее под обозначением C/2015 X4 (Elenin) внесли в официальный международный циркуляр", – сообщил ученый корреспонденту ТАСС.

Он отметил, что комету удалось "разглядеть" с помощью удаленного телескопа сети ISON в Нью-Мексико, а анализ данных, поступивших с телескопа, сделали в Институте прикладной математики им М.В. Келдыша.

Притянута гигантами Солнечной системы

Новая комета, как рассказал ученый, принадлежит к "семейству" Нептуна или Галлея (группа получила название по имени самой известной кометы данной группы, в последний раз сближавшаяся с Землей в 1986 году).

"Это короткопериодические кометы, с периодом около 75-80 лет, которые в максимальном удалении от Солнца (афелии), заходят за орбиту Нептуна. Считается, что это бывшие долгопериодические кометы, пришедшие с окраин Солнечной системы (облако Оорта), которые были захвачены планетами-гигантами и перешедшие на короткопериодические орбиты", – пояснил ученый.

Далека и не опасна

Комета обнаружена на границе созвездий Близнецов и Ориона. Она находится над "головой" охотника (Орион по греческой мифологии был знаменитым охотником). Блеск кометы достигает 17,5 звездной величины и, по словам ученого, за декабрь может вырасти на половину звездной величины.

Невооруженному глазу комета не доступна, ее можно разглядеть лишь в телескопы с ПЗС-камерами. Орбита кометы построена так, что она примерно раз в 77 лет то приближается к Солнцу на 3,4 астрономической единицы (это в 3,4 раза дальше, чем от Земли до Солнца), то удаляется за Нептун.

По словам ученого, от нее не стоит ожидать тесных сближений с Землей, "опасность столкновения отсутствует". Опасность комет, уточнил он, определяется так же, как и опасность астероидов. Но на данный момент, по словам Еленина, опасных объектов из числа комет ученые не обнаружили.

Список комет пополняют в декабре

Собеседник агентства рассказал, что открыть комету C/2015 X4 (Elenin) помогло то, что область неба, в которой она была замечена, "хорошо просматривается зимой". Для ученого это уже четвертая открытая комета, причем три из четырех открыты в декабре и одна в июле. "Это не мистика, просто в декабре в Северном полушарии самые длинные наблюдательные ночи", – пояснил он.

Астрономическая сеть ISON создана для слежения за космическим мусором, а также астероидами и кометами, сближающимися с Землей. Ее создатели из Института прикладной математики им. Келдыша поставили цель охватить небольшими телескопами всю небесную сферу. Эта задача выполнена пока на несколько процентов, но сеть активно развивается, в этом году в нее включился телескоп в Австралии.

Леонид Еленин – один из ведущих ученых наблюдательной сети ISON. Среди россиян он на втором месте по числу открытых комет после Геннадия Борисова из Крымской астрономической обсерватории. Еленин открыл также 1500 астероидов, в том числе 12, сближающихся с Землей. Это треть всех астероидов, открытых в СССР и СНГ за все время наблюдений.

Источник: ИТАР-ТАСС