Пятница, 26.04.2024

< Япония планирует осуществить собственную лунную миссию в 2019 году
17.11.2015 00:16 Давность: 8 yrs

GJ 1132 b: транзитный аналог Венеры?

У сравнительно близкого красного карлика обнаружена планета земного типа, которая может быть горячим аналогом Венеры.

Красные карлики – самый распространенный тип звезд в нашей Галактике, их примерно в 12 раз больше, чем звезд солнечного типа. К красным карликам относят звезды главной последовательности, чьи масса и радиус меньше 60% солнечных. Планетные системы красных карликов отличаются от планетных систем солнцеподобных звезд – они более компактны, в них реже встречаются планеты гиганты и чаще – планеты небольших масс (нептуны, суперземли и планеты земного типа). Данные, полученные космическим телескопом им. Кеплера, а также наземными RV-обзорами, говорят о том, что большинство маломассивных звезд имеет свои планетные системы (а может, и вообще все).

Искать планеты у красных карликов с одной стороны, легче, а с другой – труднее, чем у звезд солнечного типа. Основная трудность заключается в низком блеске этих звезд, также многие из них миллиарды лет сохраняют вспышечную активность. С другой стороны, малые размеры звездного диска красных карликов позволяют обнаруживать транзиты планет меньшего размера, а небольшая масса благоприятствует обнаружению маломассивных планет методом измерения лучевых скоростей. Все это делает близкие (а значит, сравнительно яркие) красные карлики очень привлекательной целью экзопланетных исследований.

Поиску планет у красных карликов полностью посвящен наземный транзитный обзор MEarth. Для обзора были отобраны М-звезды с радиусом менее 35% солнечного, удаленные от нас не более чем на 33 пк. MEarth имеет наблюдательные площадки в северном и южном полушарии для охвата всего неба, фотометрия снимается автоматическим комплексом из восьми 40-сантиметровых телескопов. Этим обзором был обнаружен также знаменитый транзитный мини-нептун (или океанида) GJ 1214 b.

Наблюдения звезды GJ 1132 начались 28 января 2014 года. Был обнаружен четкий транзитный сигнал с глубиной 0.26% и периодом ~1.26 земных суток (с достоверностью 9.1 сигма). Проверку планетной природы и измерение массы кандидата провели методом лучевых скоростей на спектрографе HARPS.

Итак, GJ 1132 – красный карлик спектрального класса M4 V, удаленный от нас на 12.04 ± 0.24 пк. Его масса оценивается в 0.18 ± 0.02 солнечных масс, радиус – в 0.207 ± 0.016 солнечных радиусов, светимость составляет всего 0.44% солнечной. Возраст звезды превышает 5 млрд. лет.

Масса планеты GJ 1132 b составляет 1.62 ± 0.55 масс Земли, радиус – всего 1.16 ± 0.11 радиусов Земли, что приводит к средней плотности 6.0 ± 2.5 г/куб.см. Иначе говоря, перед нами – планета земного типа, лишь немного превышающая Землю по размерам и массе! GJ 1132 b вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите на расстоянии ~0.015 а.е. (16 ± 1 звездных радиусов) и делает один оборот за 1.62893 ± 0.00003 земных суток.

Инсоляция на орбите GJ 1132 b в 19 раз превышает инсоляцию на орбите Земли, иначе говоря, планета оказывается горячее Меркурия. Авторы открытия оценивают ее эффективную температуру в 579 ± 15К в случае нулевого альбедо или в 409 ± 11К в случае гораздо более вероятного значения альбедо 0.75 (как у Венеры). Весьма вероятно, что планета окружена плотной углекислотной атмосферой и окутана сернокислотными облаками, что делает ее горячим аналогом Венеры.

Планета GJ 1132 b на плоскости «масса – радиус» (слева) и «расстояние от Солнца – радиус» (справа) на фоне других транзитных экзопланет. Голубой линией показана модельная зависимость массы от радиуса для чисто водной планеты, коричневыми линиями – аналогичная зависимость для каменных планет (из силиката магния) с массовой долей железного ядра в 0, 25 и 50%.

Из-за своей близости и относительной яркости (видимая звездная величина GJ 1132 +13.49, но уже в инфракрасной полосе K – +8.32) система является заманчивой целью для будущих исследований атмосферы планеты методами трансмиссионной спектроскопии.