Пятница, 19.04.2024

< Солнечное радиационное давление оказалось выше, а межзвездная среда горячее, показали данные IBEX
03.11.2015 00:03 Давность: 8 yrs
Категория: Малые тела

В коме кометы Чурюмова-Герасименко обнаружен молекулярный кислород

«Розетта» обнаружила в коме кометы Чурюмова-Герасименко молекулярный кислород. Количество кислорода более чем на порядок превысило значение, предсказанное моделями образования комет. Скорее всего, этот кислород вошел в состав кометы еще при ее формировании.

КА «Розетта» изучает комету Чурюмова-Герасименко уже больше года. За это время было идентифицировано множество различных газов, испускаемых ядром. Самые распространенные из них – водяной пар, углекислый и угарный газы, однако в состав кометных струй входит и множество других примесей, содержащих углерод, азот и серу. Кроме того, в составе комы обнаружены инертные газы.

Кислород – третий по распространенности элемент во Вселенной после водорода и гелия, однако простейшая кислородсодержащая молекула O2 оказалась трудноуловимой даже в газопылевых облаках, где формируются новые звезды. Слишком велика реакционная способность этой молекулы, слишком охотно она вступает в химические реакции с другими веществами. Так, вступая в реакцию с водородом на холодной поверхности космических пылинок, кислород образует воду, а под действием ультрафиолетового излучения он превращается в озон O3.

Несмотря на то, что молекулярный кислород был обнаружен на ледяных спутниках Юпитера и Сатурна, на кометах его ранее не находили.

«Мы действительно не ожидали обнаружить на комете кислород, да еще в таком большом количестве, – сказала Кэтрин Алтвег (Kathrin Altwegg) из Бернского университета, научный руководитель инструмента ROSINA. – Это явилось для нас настоящим сюрпризом!»

Исследователи, изучающие данные ROSINA, в период с сентября 2014 года по март 2015 получили более 3000 замеров химического состава газов комы. Они нашли, что отношение содержания молекулярного кислорода к водяному пару меняется от 1 до 10% со средним значением 3.80 ± 0.85%. Это на порядок больше того, что предсказывают модели, описывающие химию молекулярных облаков.

Молекулярный кислород в спектрах, полученных ROSINA. Точное измерение отношения массы молекулы к элементарному заряду m/Z позволило разделить молекулы кислорода, метанола и атомы серы, имеющие очень близкую молекулярную массу (~32 а.е.м.).

Количество молекулярного кислорода, испускаемого кометой в каждый момент времени, очень сильно коррелирует с количеством испускаемого водяного пара. При этом содержание азота и угарного газа меняется независимо, а озон вообще не был обнаружен. Это говорит о том, что молекулярный кислород каким-то образом внедрен в водяной лед и испускается вместе с водяным паром.

За шесть месяцев, в течение которых «Розетта» сопровождала комету Чурюмова-Герасименко в ее движении по орбите, иногда подходя к ядру на расстояние 10-30 км, отношение O2/H2O почти не менялось ни со временем, ни с изменением широты и долготы точки, над которой пролетал космический аппарат. Точнее, это отношение немного уменьшилось с увеличением темпов оттока водяного пара.

Содержание в коме молекулярного кислорода и водяного пара сильно коррелирует одно с другим.

Каково же происхождение молекулярного кислорода, обнаруженного ROSINA, и как объяснить сильную корреляцию содержания кислорода и водяного пара? Исследователи рассмотрели несколько гипотез, среди которых первыми были фотолиз и радиолиз.

При фотолизе солнечный ультрафиолет разрушает молекулы, высвобождая атомы (например, кислорода), которые в дальнейшем могут соединиться в молекулы O2. При радиолизе разрушение молекул происходит под действием гамма-квантов и космических лучей. Ядро кометы, миллиарды лет находящееся в поясе Койпера и постоянно облучаемое космическими лучами, подвергнется радиолизу до глубины в несколько метров. В этом слое может накопиться большое количество молекулярного кислорода. Однако верхний слой толщиной в несколько метров давно уже был утрачен кометой Чурюмова-Герасименко во время ее визитов во внутреннюю часть Солнечной системы. Иначе говоря, кислород, испускаемый кометой сейчас, не может быть продуктом радиолиза космическими лучами.

Изменение отношения O2/H2O с течением времени.

Фотолиз под действием солнечного ультрафиолета и частиц солнечного ветра, способный приводить к образованию молекулярного кислорода прямо сейчас или в недавнем прошлом, будет происходить в толще кометного вещества только до глубины в нескольких микрон. Если бы молекулярный кислород на комете образовался именно таким образом, отношение O2/H2O должно было сильно уменьшиться за шесть месяцев наблюдений, чего не произошло. Также нет никаких корреляций между отношением O2/H2O и условиями освещенности ядра. Это значит, что кислород на комете образовался не под влиянием фотолиза.

Скорее всего, молекулярный кислород вошел в состав ядра кометы в эпоху ее формирования еще на заре образования Солнечной системы.

Согласно одной из гипотез, газообразный кислород был заключен в ледяные пылинки на ранних стадиях образования Солнечной системы. Модели химического состава протопланетных дисков показывают, что в зоне формирования комет было достаточное количество молекулярного кислорода, но чтобы этот кислород захватывался водяным льдом, требуется быстрое охлаждение с -173°С (100К) до -243°С (30К).

Согласно второй гипотезе, Солнечная система формировалась в относительно теплой части газопылевого облака, где температура была на 10-20К выше, чем обычно (а типичная температура в таких облаках близка к 10К). В пользу этой гипотезы говорит сравнительно низкое содержание в составе кометы молекулярного азота N2

Наконец, еще одна возможность состоит в том, что кислород образовался в результате радиолиза мелких ледяных частиц еще до их слипания в кометное ядро. В этом случае водород как более летучий элемент покидал пылинку, а кислород оказывался захваченным в пустоты кристаллической решетки водяного льда. Слипание таких пылинок в кометное ядро может объяснить наблюдаемую сильную корреляцию между содержанием кислорода и водяного пара, испускаемых ядром.

Исследование, посвященное обнаружению молекулярного кислорода в коме кометы Чурюмова-Герасименко, было опубликовано 29 октября 2015 года в журнале Nature.

Источник: http://blogs.esa.int/rosetta/2015/10/28/first-detection-of-molecular-oxygen-at-a-comet/