Вторник, 16.04.2024

< НПО им. Лавочкина: КА «ЭЛЕКТРО-Л» № 2 прибыл на Байконур
22.10.2015 00:10 Давность: 8 yrs

Горячей земли у звезды альфа Центавра B не существует

«Закрывается» планета земного типа на 3.24-дневной орбите у звезды альфа Центавра B. Слабый RV-сигнал, якобы вызванный влиянием планеты, оказался артефактом математической обработки данных.

Поиск планет на пределе разрешения аппаратуры всегда сопряжен с риском ошибок и ложных срабатываний. Очень часто неучет какого-либо инструментального эффекта или не вполне корректная обработка данных приводит к возникновению «глюков» («призраков»), т.е. ложных открытий. Один из наиболее известных примеров такого рода – открытие ван де Кампом астрометрическим методом двух планет-гигантов у звезды Барнарда. Этот результат широко обсуждался на протяжении трех десятилетий, но впоследствии не подтвердился.

В октябре 2012 года было объявлено об открытии горячей планеты земного типа у одной из ближайших к Солнцу звезд – оранжевого карлика альфа Центавра B. Чтобы обнаружить эту планету, Женевская группа сделала 459 замеров лучевой скорости родительской звезды на высокоточном спектрографе HARPS с точностью единичного замера около 0.8 м/сек. Поиск планеты осложнялся наличием в данных многочисленных колебаний, вызванных как гравитационным влиянием звездного компаньона альфа Центавра A, так и проявлениями активности самой звезды, ее пятен и фотосферной грануляции.

В конечном итоге авторы открытия заявили, что учли все систематические погрешности. Они нашли, что вокруг звезды альфа Центавра B вращается планета с минимальной массой 1.13 ± 0.09 земных масс и орбитальным периодом 3.2357 ± 0.0008 земных суток. Полуамплитуда колебаний лучевой скорости, наводимых планетой на звезду, составила всего 0.51 ± 0.04 м/сек!

Это открытие сразу же вызвало широкий резонанс и привело к бурным спорам. Ближайшие конкуренты Женевской группы – Калифорнийская группа, также мониторившая звезду альфа Центавра B с помощью спектрографа HIRES – не увидели в своих данных RV-сигнала от планеты альфа Центавра B b. Другие научные группы показывали, что слабый сигнал, обнаруженный европейскими астрономами, может быть гармоникой периода вращения звезды или иметь иную природу, связанную с чисто звездной активностью.

Наконец, 20 октября 2015 года в Архиве электронных препринтов появилась статья трех британских астрономов, заново проанализировавших ряд из 459 замеров лучевой скорости звезды альфа Центавра B, полученных Женевской группой. Они показали, что 3.26-дневный сигнал появился из-за особенностей обработки данных и не является следствием влияния планеты альфа Центавра B b. Алгоритм европейцев находил этот сигнал и в специально сгенерированных данных, лишенных влияния возможной планеты.

Таким образом в этой истории поставлена точка. Горячая земля альфа Центавра B b с орбитальным периодом 3.26 земных суток на самом деле не существует.