Среда, 15.05.2024

< Метаморфозы Большого Красного Пятна на Юпитере
17.10.2015 00:07 Давность: 9 yrs

KELT-14 b и KELT-15 b: независимое открытие планеты WASP-122 b и еще один горячий юпитер

Обе новые планеты достаточно крупны и горячи для того, чтобы зафиксировать вторичный минимум (ослабление общего блеска системы, когда планета заходит за звезду) и измерить температуру дневного полушария.

Наземный транзитный обзор KELT продолжает пополнять копилку своих открытий. 1 октября 2015 года в Архиве электронных препринтов появилась статья Джозефа Родригеса (Joseph E. Rodriguez) с коллегами, посвященная открытию еще двух транзитных экзопланет. Одна из них, KELT-14 b, оказалась независимо открытым транзитным горячим юпитером WASP-122 b, вторая – KELT-15 b – анонсируется впервые.

Проект KELT (Kilodegree Extremely Little Telescope) посвящен поиску транзитных экзопланет у сравнительно ярких звезд (8-11 звездной величины). Он основан на работе двух маленьких (апертура всего 42 мм!) широкоугольных автоматических телескопов, один из которых расположен в обсерватории Винера (Аризона, США) и наблюдает северное небо, а второй – в Южно-Африканской астрономической обсерватории (Сазерланд, ЮАР) и наблюдает небо южного полушария. Каждый телескоп имеет поле зрения 26х26°, разрешение камеры – 23 угловых секунд на пиксель.

Подтверждение планетной природы транзитных кандидатов и измерение их массы проводилось методом измерения лучевых скоростей родительских звезд с помощью спектрометра CORALIE, установленного на 1.2-метровом телескопе им. Леонарда Эйлера в Южно-Европейской обсерватории (Ла Силья, Чили) и спектрометра CYCLOPS2 UCLES, установленного на Англо-Австралийском телескопе. Кроме того, каждый кандидат прошел стандартную процедуру валидации (предварительного подтверждения планетной природы путем исключения астрофизических явлений, способных имитировать транзитный сигнал).

KELT-15 – звезда спектрального класса G0. Она совсем недавно сошла с главной последовательности и начала эволюционировать в сторону превращения в красный гигант. Масса звезды оценивается в 1.18 ± 0.05 солнечных масс, радиус – в 1.48 +0.09/-0.04 солнечных радиусов, светимость примерно в 2.6 раз превосходит солнечную. Возраст KELT-15 авторы открытия оценили в 4.6 ± 0.5 млрд. лет.

KELT-15 b – типичный горячий юпитер. Его масса составляет 0.91 ± 0.22 масс Юпитера, радиус достигает 1.44 +0.11/-0.06 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 0.36 ± 0.11 г/куб.см. Планета вращается вокруг своей звезды по близкой к круговой орбите на среднем расстоянии 0.0461 ± 0.0007 а.е. (~6.7 звездных радиусов) и делает один оборот за 3.32944 земных суток. Эффективная температура планеты оценивается авторами открытия в 1642 +45/-25 К.

Исследователи отмечают, что обе планеты являются достаточно крупными и горячими, чтобы, наблюдая системы в инфракрасной полосе K, можно было зафиксировать вторичный минимум и измерить его глубину. Это, в свою очередь, поможет определить температуру дневного полушария этих планет.